Рано или поздно в жизни каждого гангстера, если ему крупно повезло, и он дожил до старости, наступает такой момент, когда хочется исповедаться кому-то в своих ужасных деяниях. И новый фильм Мартина Скорсезе «Ирландец», главным героем которого является наемный убийца Фрэнк «Ирландец» Ширан, показывает именно такой случай. В 1950-70-х годах Фрэнк работал на клан Буфалино, и на его совести оказалось множество убийств, которые так и не были доказаны. И в фильме Скорсезе он предстает на наш с вами зрительский суд.

Рецензія на фільм «Ірландець»

Снова вдохновляясь жизнями реальных преступников и загадками о нераскрытых преступлениях, которыми они изобилуют, Скорсезе возвращает зрителя в своем «Ирландцы» в мир криминальной Америки, где всем правит итальянская мафия. Нелинейный сюжет, который постоянно путешествует вперед и назад во времени, охватывает три периода жизни наемного убийцы Фрэнка Ширана, но его центром становится загадочное исчезновение лидера профсоюза Джимми Хоффа, с которым Фрэнк был в тесных отношениях. На сегодняшний день это преступление является одной из главных загадок в американской истории, но Скорсезе не ставит перед собой цель докопаться здесь до истины (и уж точно не стремится наказать виновных). Режиссер концентрирует свое внимание на близких отношениях Фрэнка и Джимми и еще одного ключевого игрока на этой шахматной доске – мафиози Рассела Буфалино. Фигуры расставлены, кто сделает следующий ход?

Рецензія на фільм «Ірландець»

Скорсезе всегда разбирался в замечательных актерах, поэтому неоднократно работал с Робертом Де Ниро и Джо Пеши, которому в «Ирландцы» достались роли Фрэнка и Рассела, а вот с не менее легендарным Аль Пачино режиссеру еще ни разу не приходилось работать. Но когда он пригласил его на роль Джимми Хоффа, то снова попал прямо в яблочко. Эти три титаны кинематографа устраивают перед нами настоящий мастер-класс актерского искусства, и, несмотря на недостатки фильма в целом, о которых пойдет речь ниже, игре этой великолепной тройке можно только поаплодировать. Не зря Скорсезе для всех трех временных периодов не менял актеров, а просто делал их младшими или старшими с помощью компьютерных эффектов и грима. Он, как и мы с вами, является большим поклонником Де Ниро, Пеши и Пачино, поэтому не хотел упустить ни секунды работы с ними и хотел, чтобы зритель провел с ними как можно больше времени благодаря волшебным технологиям омоложения и старения. И за это Скорсезе огромное спасибо, поскольку видеть их на экране вместе в фильме о гангстерах, которые правят миром, – это нечто действительно особенное.

Рецензія на фільм «Ірландець»

В «Ирландца», где настоящая история переплетается с вымыслом, Скорсезе продолжает свое исследование непростых человеческих отношений в игре с высокими ставками, когда бизнес смешивается с дружбой, размышляя по ходу дела о грешную человеческую натуру в целом. Он показывает гангстерами не только тех, кто принадлежит или работает на мафию, а и так называемый «белый бизнес» и политику, когда, например, Кеннеди ведут личную вендетту против Хоффа. Скорсезе всех их считает грешниками, даже «святого президента Джона Кеннеди», которого застрелили в Далласе. Он показывает, что происходит за закрытыми дверями профсоюза, созданной с благими намерениями и под прекрасными лозунгами, показывает, как плетутся интриги и заговоры, на кону которых стоят большие деньги, власть и… человеческая жизнь. Поэтому герои его «Ирландца» очень напоминают героев сериала «Игра престолов», которые так же играли в кости со смертью, надеясь выторговать себе корону.

Рецензія на фільм «Ірландець»

Хоффа в этой истории не является гангстером, но его тесные связи с ними, а также деньги и влияние делают его одним из пешек, а не главной дамкой в данной партии. Не зря Фрэнк отмечает в фильме, что в свое время Джимми Хоффу знал каждый американец. Он спонсировал кампанию Никсона, воевал с Кеннеди, и поверьте, будет здесь вашим самым любимым героем, поскольку обладает твердым моральным кодексом, никого не предает и готов бороться до самого конца. Что с Кеннеди, с мафией, с самим дьяволом. Сначала может показаться, что после своего освобождения Джимми просто уперся рогом и не желает уходить на пенсию, безрассудно рискуя своей жизнью, но, если подумать над его ситуацией, то начинаешь уважать этого человека за его стойкость. Ведь он не просто со злости борется с гангстерами за свою профсоюз, профсоюз – это дело всей его жизни, которую он построил с нуля, а когда отсидел в тюрьме 4 года и вышел на свободу, то обнаружил, что его партнеры просто вычеркнули его из уравнения и желают поскорее от него избавиться. А он не собирается уходить без боя. Джимми пусть и самоуверенный до крайности, когда считает себя неприкосновенным, но он, как говорил герой Марка Райленса в фильме Стивена Спилберга «Мост шпионов», «стойкий мужик». Чего нельзя сказать о Фрэнке, который по сути становится марионеткой в руках клана Буфалино, продав свою душу с потрохами за деньги и красивый перстень.

Рецензія на фільм «Ірландець»

Но проблема «Ирландца» заключается в том, что Скорсезе снял этот фильм таким, каким он его видел на бумаге, не выбрасывая ни одной сцены, ни одной страницы тяжелого сценария, и все эти три с половиной часа с тоской ностальгируя по тем жанром кинематографа, которого больше нет (или просто по кинематографу прошлого). Киноакадемия это оценила и номинировала его криминальный эпик на 10 премий «Оскар», но он не получил ни одной из них, поскольку это была скорее дань великому прошлому легендарного режиссера и не менее легендарному актерскому составу, чем оценка «Ирландца» как самостоятельного творения. Так, «Ирландец» лучше за минувшую режиссерскую работу Скорсезе «Молчание», которая абсолютно не отпечаталась в памяти, но его не поставить в один ряд с такими шедеврами мастера, как «Таксист», «Славные парни», «Казино», «Отступники», «Банды Нью-Йорка» и тот же «Волк с Уолл-стрит», который продолжает играть яркими красками при каждом новом просмотре. В «Ирландцы» есть лишь отголосок тех больших фильмов Скорсезе, которые давно стали классикой жанра. При просмотре четко чувствуется, что режиссер изо всех сил хочет хоть на несколько часов возродить великие истории о гангстерах, но получается еле-еле. Дух фильма гаснет, как и сам Фрэнк на экране.

Рецензія на фільм «Ірландець»

«Ирландец» напоминает длинную исповедь старого гангстера, который находится одной ногой в могиле, но все равно не раскаивается в своих грязных делах, а предпочитает размеренно вспоминать их одну за другой, будто снова переживая годы своей молодости, и в этом он немного похож на самого режиссера. Фрэнк (читай Скорсезе) не хочет прощаться, не хочет идти и не испытывает никакой печали по прошлому, кроме того, что молодость осталась позади. В конце Скорсезе решил сделать очень антиклімактичний финал, дав этой истории потліти почти часик и тихонечко уйти в черный экран, через что после просмотра возникает ощущение не дикого восторга от безумной поездки в машине с гангстерами, что было в начале, а какой безмерный грусть по ушедшей эпохой кино.

Рецензія на фільм «Ірландець»

Много иностранных критиков в один голос твердили, что из этих 3 часов 30 минут каждая минута стоит потраченного на нее времени, но я с этим категорически не согласна. Здесь есть около 1 часа сцен, которые можно было бы смело вырезать, и «Ирландец» от этого только выиграл бы, так стал бы динамичнее и перестал вызывать сонливость разговорами героев ни о чем. Иногда даже кажется, что в сценарии было слишком много сцен, где актерам давали просто импровизировать, и хотя периодически это срабатывает, весь фильм «устает» от этого приема, когда актерам не дают сказать что-то интересное. Особенно таким большим, как Де Ниро, Пачино и Пеши. А могли бы выйти новые легендарные фразы в духе «Месть – это блюдо, которое подают холодным», «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться», «В этом месте все делают тремя способами: как надо, как не надо и как делаю я» или «Скажи привет моему маленькому другу!» (цитаты из фильмов «Крестный отец», «Казино» и «Лицо со шрамом»). Но «Ирландец» такими бессмертными фразами похвастаться не сможет.

Рецензія на фільм «Ірландець»

Так что, как бы сильно «Ирландец» не старался, лучше сначала посмотрите классические фильмы Скорсезе о гангстерах и того же «Крестного отца» с Пачино. Тогда этот ностальгуючий эпик даст вам повод поностальгировать с ними за компанию и насладиться воссоединением этих трех легенд в одном кадре. Иначе рискуете заснуть, так и не досмотрев его до конца.

Рецензія на фільм «Ірландець»

Фильмы Скорсезе о гангстерах много раз показывали нам, как опасно вести дела с Де Ниро и Пеши. Жаль, что Пачино об этом не предупредили.

Рецензія на фільм «Ірландець»