Раненый ангел

Ranenyy Angel (2016)

Темные миры казахстанского артхауса

Стоит отметить, что жанр артхаусного кино, которое пресыщенный европейский зритель «съедает» ежегодно в неизмеримых количествах, казахстанские режиссеры понимают немного однобоко. Ведь, артхаусное, совсем не обязательно должно быть черным, как ночь, непременно оставляющим после себя мучительную пустоту и гнетущую бескомпромиссность. Однако, в умах нового поколения режиссеров по большому счету всего постсоветского пространства укоренилось мнение о том, что только такой невыносимо надрывной подачей и можно пронять ценителей интеллектуального кино. В противном случае, оно просто останется незамеченным. Именно такого мнения придерживается и Эмир Байгазин, который теперь уже регулярно в своих работах сгущает краски до тех пор, пока в кадре не останется ничего, кроме беспросветной темноты. Его фильмы красивые и пугающие в равной степени. Кадры, поэтичные и изящные в визуальном плане, невероятно мрачны по своей сути. Будь то одиноко стоящая панцирная кровать в детской комнате, или зеленое дерево на фоне развалин…

«Раненый ангел» — вторая картина режиссера, вошедшая в еще незаконченную трилогию о трудной судьбе подростков. Первый фильм «Уроки гармонии» был представлен на Берлинале в 2013 году, где был удостоен «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения и Morgenpost Prize. Третий фильм находится на стадии разработки. Как пояснил режиссер, сценарий к нему почти закончен. Второй фильм — «Раненый ангел», на долю которого выпала вполне посильная ноша — нести лавры своего предшественника, никак не связан с историей Аслана — героя «Уроков гармонии», но продолжает тему душевных терзаний юношей около пубертатного возраста, живущих в реалиях казахстанских глубинок.

Сюжетная линия «Раненого ангела» разделена на четыре истории, которые не выходят за границы безымянного Богом забытого поселка: паренек Жарас пытается найти общий язык с отцом, вернувшимся из «мест не столь отдаленных»; красивый юноша с пронзительными серыми глазами исполняет «Аве Мария» на глазах изумленной учительницы по вокалу, но как только его голос начинает «ломаться», в нем просыпается неуправляемая агрессия по отношению к сверстникам; предприимчивый молодой человек по прозвищу Жаба собирая в дебрях заброшенного завода цветные металлы, знакомится с троицей умственно отсталых сирот сбежавших из приюта; подающий надежды школьник Аслан, мечтающий поступить в медицинский колледж, вынуждает подругу сделать аборт, но в итоге сам претерпевает полное изменение личности. Пугающую безысходность свойственную «перу» Эмира Байгазина, усугубляет и тот факт, что действие картины происходит в середине 90-х годов, когда по словам самого режиссера, «вся страна временно потеряла сознание». В поселке, где проживают герои, регулярно, в целях экономии отключают свет, и тогда еще неокрепшие юные умы остаются один на один со своими страхами и душевными терзаниями. И уже не важно, что завтра свет вернется снова, выбраться из темноты удастся не всем.

В фильме помимо различных метафор и отсылок к известным произведениям литературы, использованы фрагменты картины «Гирлянда жизни» художника и крупнейшего представителя финского символизма Хуго Симберга. Сама картина рассказывает о 12 мальчиках, несущих кустарник из роз, изображающих сплетение жизни, где мальчики символизируют то, как каждый человек несет свой жизненный груз. Название же самого фильма происходит от одноименной картины все того же Симберга. На ней два мальчика несут на носилках ангела с завязанными глазами и подбитым крылом, символизирующего небесную чистоту. Байгазин не только перенял название известного произведения, но и использовал эти образы в своей работе, тем самым наводя зрителя на мысли о религиозной составляющей своей картины. Хотя, каждый может интерпретировать их по-своему.

В целом, конструкция, которую придумал Байгазин еще до появления первого своего фильма, действует на зрителя безошибочно, она узнаваема и производит невероятно глубокие впечатления. Неспешное повествование и емкость каждого фрагмента не позволяет спутать его ни с кем иным. Значительной особенностью его работ является обособленность каждого кадра. Байгазин придает огромное значение мелочам, но при этом в кадр попадают всего 3-4 предмета, раскрывающие всю сущность ситуации, важные именно для этого момента. К молодым неопытным актерам, которых съемочная группа со скрупулезностью высматривала по всему Казахстану, претензий и вовсе нет. Как рассказали сами участники съемочного процесса, упор на кастинге делался на истинных интровертов с отстраненным и печальным взором.

Что касается зрителя, на которого рассчитан этот продукт, то сам Байгазин говорит о своей работе так: «Я не разделяю зрителей. Я отдаю себе отчет в том, что мое кино могут не понять. Есть кино для зрителя, и есть зритель для кино. Я думаю, в случае с «Раненым ангелом» и «Уроками гармонии» — это второе».

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ