Предостережение

Далеко не красавица Тина весьма успешно трудится на благо Шведского королевства, пресекая ввоз ненадлежащих товаров на таможне в порту. Со своей работой она справляется, благодаря экстраординарному обонянию, позволяющему чётко определять чувства людей, будь то страх, вина или стыд. В целом её жизнь кажется по-скандинавски размеренной, заранее расписанной и понятной. Но будто бы заскриптованная идиллия и спокойствие вмиг улетучиваются с приездом Воре — двойника Тины в мужском обличии. Становится ясно, что их встреча многое изменит.

Выходец из Ирана Али Аббаси, живущий и работающий в Швеции, смело экспериментирует с формой и содержанием, размывая границы между реальностью и сказкой, между драмой и сатирой, между прекрасным и омерзительным. Он намеренно эпатирует зрителя, ввергая его в недоумение от событий, происходящих в картине. Но как только у сидящего перед экраном появляется нервическая улыбка, режиссёр обхватывает его лицо двумя руками, смотрит прямиком в глаза и начинает серьёзный разговор, полный тревоги.

Аббаси акцентирует внимание не на том, как сложно приходится «другим» в социуме. Напротив, его заботит внутренняя борьба: он исследует, как сложно приходится «другим» наедине с собой. Извечные вопросы о своём предназначении, о своём начале заставляют исступленно метаться внутри себя человека, который, казалось бы, весьма успешно вписан в общество и не должен испытывать никаких проблем.

Уязвлённый и ослабленный, он становится лёгкой мишенью для преступников, готовых использовать запутавшихся и потерянных ради торжества хаоса и крови. Аббаси показывает, сколь просто, применяя манипуляции, основанные на остросоциальных вопросах, можно направить отдельно взятую личность на путь человеконенавистничества.

Финал картины сравним с концовкой «Великой иллюзии» Ренуара и заставляет серьёзно встревожиться о будущем. Надежда, взращенная на разрушительной идее, обладает губительным потенциалом для многих грядущих поколений.

«На границе миров» имеет истинно гуманистическое начало и призывает каждого человека к примирению и принятию ближнего. Безусловно, этот фильм — своевременная реакция на ставшую реальностью террористическую угрозу в Европе и вызванный этим рост националистических настроений. Али Аббаси всеми силами старается уберечь человечество от очередного бессмысленного кровопролития.

7 из 10

Источник