Праотец.

На момент 1960 года Альфред Хичкок снял уже несколько десяткой фильмов и был множество раз номинирован на Оскар — за лучший фильм («Подозрение») и за лучшую режиссуру («Ребекка», «Спасательная шлюпка», «Завороженный», «Окно во двор»). Теперь к этому списку примкнула и смесь триллера, детектива, хоррора, драмы, названная общепризнанным шедевром «Психо» (если Вы знакомитесь с творчеством Хичкока или хотите увидеть, каким образом снимались всегдасущие фильмы, тогда перечисленные выше ленты нужно смотреть в первую очередь).

Вскоре после просмотра фильма узнал, что он является экранизация на книгу Роберта Блоха «Психоз», то есть гениальная концовка фильма заслуга не Хичкока, а все же автора книги. Впрочем, если бы кинолента не была создана, современный искушенный любитель хорроров с нестандартными концовками не увидел бы следующих фильмов: «Идентификация», «Вакансия на жертву», «Мой кровавый Валентин», «Помни». Это лишь несколько лент, малознакомых ценителям кинематографа, однако существуют и другие, уже сумевшие стать классикой: «Первобытный страх» Хоблита, «Зодиак» Финчера. Во всех названных фильмах представлен диагноз ассоциативного расстройства идентификации, и эти они являются лишь подражателями гениального «Психо». Львиная доля режиссеров после 1960 года, создающих триллер, слэшер, детектив брали за основу компоненты из той самой бессмертной ленты — будь то диагноз, будь то сцена в душе, будь то неповторимая гнетущая атмосфера. Таким образом, фильм Хичкока повлек за собой волну подражателей, стал поворотный и доминирующим в развитии кинематографа, праотцом жанра.

Почему фильм черно-белый? Объяснение просто: вместо крови использовался шоколадный сироп. Фильм не мог быть слишком «кровавый» или сцена в душе слишком интимной, ведь безжалостная цензура могла не пропустить шедевр. Да и черно-белый формат добавляет фильму стиль, саспенс, как это делает и громкая, леденящая душу музыка. Капля по капле — образуется лужа саспенса. Вы можете возразить: «Стэнли Кубрику ведь не понадобился черно-белый формат, дабы в «Сиянии» присутствовало море саспенса!», но ведь Кубрику также не понадобилось сочетать свои фильмы с цензурой, чего стоит только «Заводной апельсин», снятый всего через 11 лет после «Психо». Цензура в искусстве неприемлема, так что ее присутствие можно считать недостатком, однако вины Хичкока тут нет.

Игра актеров в «Психо» разнится. Можно часами восхищаться игрой бисексуала Энтони Перкинса: его харизма и пронизывающий душу взгляд запомнится Вам надолго (к сожалению, Хичкок отчасти загубил потенциал молодого человека, ведь его стало невозможно представить вне роли Нормана Бейтса, но это уже совсем другая история), можно долго вспоминать обворожительную Джанет Ли и ее Мэрион с большими, честными и лучезарными глазами, которая хотела вернуть время вспять, но не успела… Однако не все так идеально: ужасно свою роль исполнил Джон Гэвин. Дошло до того, что Хичкок во время съемок назвал мужчину «окоченевшим» и чуть было не прогнал его прочь.

В фильме присутствуют заметные или не очень ляпы, коих несколько только в одной сцене в ванной комнате, однако стоит ли обращать внимание на такие незначительные вещи, когда перед глазами предстает новаторская режиссерская работа?

По меркам 1960 года, безусловно, справедливой оценкой будет 12 из 10. И все же кинематограф не стоит на месте, и даже десять лет не является для него малым сроком, не говоря уже о почти шестидесяти годах, так что по современным меркам это:

8 из 10

Источник