Поворот не туда

Как показывает практика, недаром говорится: талантливый человек — талантлив во всем. Вот и известный американский дизайнер Том Форд, решив в 2009 году попробовать свои силы в кино, и выпустив весьма качественный дебют под названием «Одинокий мужчина», уже не смог остановиться на достигнутом. Если «Мужчина» был по-дизайнерски стильной драмой, то «Ночные животные» (наши локализаторы предпочли название «Под покровом ночи», в чем есть определенная доля логики) — это уже наполовину (а то и более) триллер, по-прежнему стильный, но без зацикленности на модельерности картинки.

Однажды, Сьюзан (Адамс), состоятельная женщина бальзаковского возраста, получает по почте новую книгу своего бывшего мужа Тони (Джилленхол), посвященную ей, с просьбой оценить работу и поделиться затем своим мнением. Не подозревая, что едва взявшись за книгу, она тут же перенесется во времена прошедшей молодости, Сьзан, не в силах остановиться, все глубже погружается в сюжет истории, параллельно вспоминая радость и страдания, которые суждено было пережить им с Тони. Структурно картина делится на три временные линии, вместе с героиней, также затягивая в водоворот событий и зрителя. Это: настоящее, история рассказанная в романе, а также флешбеки из прошлого. Большую часть времени неслучайно занимают именно события книги, так как они являются завуалированной проекцией жизни еще юных начинающего писателя и девушки, колеблющейся, становиться ли ей художником, хватит ли таланта.

Неслучайным здесь является и пролог, сбивающий в первые минуты с толку: омерзительные женские туши, покрытые со всех сторон солидными складками жира, сотрясают воздух в неком танце. Он дает понять, что красота, бренная оболочка — ничто, она не вечна и недолговечна. Эта сцена, в сочетании с рядом других, показывает контраст между материальными и духовными ценностями. Взять, к примеру, эпизод с крутым телефоном, который случайно разбился. Его обладательница даже и не думает огорчаться: «через неделю все равно выйдет новая модель». Таким образом, как это ни парадоксально и не абсурдно, люди, для которых жизненным приоритетом является желание обладать материальными вещами, жить в достатке, эти «ценности» сами же ни во что и не ставят. В противоположность материализму, нам показываются и духовные аспекты. Писатель Тони произносит что-то вроде: «я пишу, чтобы побороть смерть. Мои книги будут жить вечно». Еще более важен его внутренний мир. Его чувства искренни, в них нет ни грамма фальши, циничности, лишь искренние любовь и уважение. По Форду, это и является главным даром в жизни, истинной ценностью, которой не страшно время, ради которой и стоит жить. Говоря словами самого Тони: «когда любишь человека, то не выбрасываешь его. Любовь — чувство, с которым нужно быть осторожным, иначе рискуешь потерять навсегда». А променяв это на внешние блага, можно остаться с такими внутренними чувствами, как: душевная пустота, расчетливость, неудовлетворенность жизнью и ощущение несчастья.

Да и вообще лента Форда показывает, что случайностей не бывает. У человека есть лишь варианты, возможность в определенный момент пойти по одной из дорог, что предлагает жизнь. И самое главное, это выбрать правильную, ведь однажды свернув с казалось бы уже проторенного пути, рискуешь навсегда оказаться в глухих дебрях, где еще недавние солнечный свет и ясный день сменяют вечные мрак и ночь. По мере того, как хронометраж картины незаметно тает, все больше и больше удивляет то, как постановщик сумел вместить в нее столько смысловых аспектов, многогранности, что открывается постепенно, по мере погружения в глубины человеческой психики. Режиссер затрагивает в этой области такие интересные темы, как: вера в себя (и вера/неверие в человека других людей), и важность ее влияния на становление личности, на то, что только сам человек решает, кем ему стать, что при желании, всегда можно достичь искомого; влияние родителей на развитие их детей, и здесь возникает вопрос: а может мы запрограммированы природой в итоге превратиться в наших отцов и матерей или же имеем право выбора?

Конечно, огромная заслуга в понимании психологии персонажей, принадлежит актерами. Эми Адамс, Джейк Джилленхол, Майкл Шеннон и Аарон Тейлор-Джонсон прекрасно справились с этой задачей, а у первой, — очень хорошие шансы в грядущей «Оскаровской борьбе». Джилленхол также достоин номинации, но, как он ни старается, академики почему-то игнорируют этого талантливого актера, что может случиться и на этот раз. Также большая заслуга в раскрытии характеров, передаче настроения картины, принадлежит польскому композитору Абелю Коженёвски, написавшему очень проникновенную и чувственную музыку.

Что до названия «Ночные животные», то под это описание подходят и недалекие подонки, повстречавшиеся героям книги на ночном шоссе и материалисты вроде героини Адамс, про которую говорится, что она ведет ночной образ жизни и почти не спит. Полноценной такую жизнь не назовешь, и в определенном плане она не слишком отличается от жизни животных. А вожак негодяев (Тейлор-Джонсон) и вовсе проповедует культ силы, вседозволенности и безнаказанности, вступая на территорию Достоевского, и считающего себя «не дрожащей тварью, а право имеющим».

9,5 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ