По-маленькому монументально

По-маленькому монументально

Бывало у вас когда-нибудь чувство, что вы посмотрели что-то монументальное? Меня всегда гложет мысль, что 99% фильмов очень локальны и не могут расширять ментальные горизонты. Вот у Альфонса Куарона в его новой картине «Рома» или «Рим» (в прокат фильм не выходит, только на Нетфликс, поэтому переводите, как хотите) получилось сделать это, и способствовало этому несколько факторов, о которых далее.

Лента рассказывает о служанке, которая работает на многодетную мексиканскую семью среднего класса. На дворе 1970 год, она существует в своём маленьком мирке, у неё нет родственников, лишь одна подруга и парень «на одну ночь», она терпит неудачи, принимает боль и, в общем-то, чувствует себя балластом этого мира. За окном проходят митинги, правительство рапортует о светлом будущем, но люди по-прежнему живут в грязи.

С кинематографической точки зрения, это, конечно, шедевр. Это с головы до ног детище Куарона: он здесь режиссёр, продюсер, сценарист, оператор и монтажер. Это позволяет ему делать все, что вздумается: использовать знакомый ему нарратив, черно-белую картинку и миллиарды символов. Повествование ведётся от лица служанки и рассказывает о жизни маленького человека в большом мире, в определённую эпоху. Куарон закольцевал свою ленту, использовав самолёт, как символ свободы, непринужденности и мечтаний, это очень хорошо заметно в сравнении первого и последнего кадра.

В картине есть три гениальных сцены со статичной камерой: самое начало, роды и сцена в море. Когда вы посмотрите, вы осознаете их гениальность, тот уровень напряжённости, который сопровождает эти сцены не передать. Вообще интересно то, как Куарон методично доводит зрителя до крайней точки. Примерно полтора часа вы будете не понимать вообще, что смотрите и почему это настолько монументально. Действительно, в ленте практически ничего не происходит, но это только кажется.

Гениальность картины заключается в умелой игре с фоном и вторым планом. Зачастую именно второй план и фон играют куда большую роль при построении кадра и повествования, и это возведено в абсолют! Поэтому при мнимой статичности истории, развивается она стремительно, Куарон доносит до нас массу всего, просто это нужно увидеть и понять.

Кино, конечно, сложное для просмотра. Оно кажется тягостным, но, поверьте, стоит внимательно наблюдать за тем, что скрыто или явно говорит режиссёр именно вторым планом, не забывая при этом про первый. Техническая сторона оказывает содействие. В отличие от «Холодной войны» Павликовского, эпоха чувствуется у Куарона куда лучше, то есть погрузитесь вы очень легко. Кроме этого, я уже писал выше про статичность камеры, использовалась ещё траекторная съемка, что, конечно, всегда приятно любому киноману.

Вся наша жизнь — война, а люди в ней — солдаты. В таком мире хрупкому человеку очень сложно чувствовать себя стойким и не оказаться балластом, но внутренняя сила, семья и любовь позволяют людям справляться с тем внешним ужасом, которым наполнена жизнь. Не знаю, понравится ли кино вам, вполне допускаю, что многие будут плеваться и говорить о скуке, отчасти о пресловутой конъюнктуре (тут она, на первый взгляд, есть, но, зная жизнь Куарона и его воспитание в кругу женщин, приходит понимание истока подобного нарратива). У меня после просмотра возникло ощущение монументальности картины, не иначе. Точно один из лучших фильмов года.

10 из 10

Источник