Пиррова победа

Пиррова победа

Поразительно, но стиль Йоргоса Лантимоса, отточенный на «странной греческой волне», идеально вписался в рассказ о придворных нравах Англии времен королевы Анны. Там, где бал правят абсурд и гротеск, иного языка быть не может. Дворец ничем не отличается от загона для свиней (лобстеров? оленей?), тогда зачем говорить о них разными языками?

Лантимос не столько снял костюмированную драму, сколько предложил вариант ее деконструкции, намеренно наполнив исторический фильм забавными анахронизмами, танцами в стиле театра Беккета/Ионеско и отнюдь не идеализированными представлениями об эпохе. Видимая барочность «Фаворитки» только подчеркивает изначальное и извечное несовершенство человеческой природы. В конце концов, суета при дворе, вываливание друг друга в грязи ради положения в обществе для Лантимоса не более, чем возня кроликов. Финальная метафора — прямое тому подтверждение. Человечество окружило себя утонченными гобеленами, возвышенной музыкой, внешне красивыми правилами этикета, но, по Лантимосу, ирония в том, что ничто не позволит ему убежать от гнильцы внутри себя, от того, что за масками лиц прячутся гримасы.

XVIII век в «Фаворитке» зарифмован с сегодняшним днем. Все уже было. И смена гендерных ролей в том числе. Рассказ о сильных женщинах, исполняющих мужские социальные роли, и мужчинах в париках и макияже, становится у саркастичного грека предлогом поговорить об извечной цикличности истории и изменчивости устоев и норм. Лантимос балансирует между торжествующим феминизмом и памфлетом на него, и в этой неоднозначности высказывания скрывается сила авторского подхода.

Но не это делает «Фаворитку» главным фильмом 2018 года (и наградного сезона 2019). Скорее тот поворот, который происходит ближе к концу. История о том, что борьба за власть обезображивает, что соперничество и вражда выступают синонимами глупости, вдруг обрывается трагедией, и подобно музыке, срывается в искренний порыв надломленных чувств. Чтобы где-то внутри что-то оборвалось, и наступила тишина.

В конце концов, «Фаворитка» — еще один сказ про то, что взявший верх на самом деле проигрывает. Выигрыш всегда мним. Любая победа — Пиррова. Есть только проигравшие. Каждый — в чем-то своем.

Источник