Ожидание

(1980)

… согласно плану заселения планеты Земля…

На вопрос, куда уходит любовь, ответить также трудно, как узнать, откуда она приходит, точнее — нисходит на людей. Любовь — понятие универсальное. Она заложена в нас вселенскими законами, чтобы мы никогда не забывали, кто мы есть, и для чего живём на этом свете. Людмила и Валерий Дёмины написали сценарий, по поводу которого можно долго спорить, но так и не прийти к единому мнению, потому что его просто не может быть.

Для одних метания молодой учительницы Маши Павловой (Наталья Егорова) не имеют никакого смысла, и представляется «бурей в стакане воды». (И хотя причину развода не показали, зритель прекрасно понимает, что супруги могут поссориться по сущему пустяку.) Для других её терзания — это переоценка жизненных ценностей, попытка понять саму себя, способ обрести утраченные идеалы молодости.

Именно по этой причине и в начале фильма, и в конце зрителю зачитывают строчки из старых писем двух влюблённых. Тогда любовь грела их, скрашивала разлуку, сокращала многие километры между ними до расстояния вытянутой руки. А теперь? Что они говорят теперь? Маша: »- Мне с тобой часто хотелось повеситься!» Игорь (Александр Фатюшин): »- Мне тоже…» Что изменилось за прошедшие шесть лет? Внешне они совсем не походят на супругов «сживающих друг друга со света». Совсем нет. Скорее — они похожи на запутавшихся в самих себе несчастных молодых людей, по какой-то причине не способных уступить друг другу ни в чём.

В некоторой степени сюжетная линия выглядит неровной и прерывистой. Кто знает, быть может, режиссёр Борис Владимирович Яшин специально избрал такой приём, чтобы подчеркнуть внутренние сомнения главной героини. Возможно, именно поэтому в канву повествования вплетается новый персонаж — бывший одноклассник Маши — Николай (Эммануил Виторган). История начинает принимать новое звучание, ведь «сошлись два одиночества». Однако это было бы слишком просто и малоправдоподобно. Поэтому сценаристы идут иным путём, развивая линию соседки по коммунальной квартире. В финальном застолье гости скажут много хороших слов, кое-что прояснивших в душе Маши.

В картине много иносказательного. Например, когда в начале взрывают старый дом, а затем открывается вид на город, режиссёр этим словно говорит зрителю: к новому можно прийти, лишь разрушив старое. Затем показывают разъезжающуюся семью Николая и оставленные им фотографии. Это ещё один способ вернуть героиню в её прошлое, ведь на чужом фото — смеющиеся люди, при этом, сам персонаж Виторгана говорит: «Дом стал камерой пыток для всех…» Но кто создал эту камеру? Кто поместил в неё двух влюблённых?.. Никто. Это сделали они сами.

Картина называется «Ожидание». Правильное и очень верное название. У этого названия много слоёв иносказательности, но главных, пожалуй, три. Теперь Маша не одна в этом мире; у неё есть тот, ради кого следует жить дальше. Долгое ожидание отдельного жилья наконец-то закончилось. Последнее и, пожалуй, главное, — этап метаний, терзаний и неопределённости подходит к концу. Ожидание долгожданного семейного счастья вот-вот должно взойти ростком надежды. А что ещё нужно для хорошего финала?..

Источник.