Охота пуще неволи

Редкий.

Первоклассный.

Чудовищный.

Высокосортный.

Отстой.

Плюсы у фильма есть. Изрядная динамика: в кадре всё время что-то взрывается, искрит или грохочет. Как у Бэя. Или бошки и конечности оттяпывают. Как у Лукаса. Профессиональная съёмка. Уместные эффекты (если не считать совершенно сюрреалистических покатушек на поверхности космического корабля, по абсурдности сравнимых со схожей сценой из Завета). Даже пара запоминающихся героев. Вот, пожалуй, и всё.

Выражение «If it bleeds, we can kill it» теперь, увы, относится к франшизе в целом. Из мрачного фантастического боевика её настырно превращают в аттракцион. Гробят, читай.

Что характерно, особых предвестий краха не было. Вероятно, дело в режиссуре.

Судите сами. Первый фильм — об охоте одного опасного хищника на другого. В джунглях. (Заложенные режиссёром аллюзии на Вьетнамскую войну нашими зрителями не прочитывались совершенно, но фильм от этого ничего не потерял). Во втором идею бережно сохранили, только джунгли стали каменными. В третьем внесли (но не раскрыли) несколько интересных предложений, а именно: противостояние двух рас хищников и — однозначная удача! — невероятно развитый, громоздкий дуэльный кодекс. Если до того мотивация охотника не объяснялась почти никак — ну, любит он инопланетное сафари, тестостерончик бушует и первобытные инстинкты — то отныне возникла заявка на целую и цельную культуру.

Вот эту пашенку и имело смысл трудолюбиво вспахать, как мне кажется. А Блэк сотоварищи в один чих довели её до гротеска: вместо второй расы появился какой-то мутант-переросток, а всю культуру свели до навязшего в зубах завоевания планеты. Пшик.

Спёрли собак-загонщиков, напрочь перевернув изначальную задумку. Даже не постеснялись стибрить идейку из одного прекрасного нереализованного сценария: про хищника, оставшегося без оружия и пользующего по этому поводу импульсную винтовку.

В рецепт хорошего фантастического боевика однозначно входит такой ингредиент, как стереотипные, но яркие характеры, помноженные на запоминающиеся особенности. И, конечно, короткие незатейливые перепалки и казарменные шуточки с преобладанием четырёхбуквенных слов. С этим в фильме явно получше (как раз то поле, на котором Блэк играть умеет), но слабее обычного, потому как дырявая лодка сценария утратила лёгкость и маневренность.

Подобными же логическими лакунами грешил и сценарий Железного человека 3.

А уж совершенно бессовестный мост в обязательный сиквел (прямо слизанный из провального Дня независимости 2) вынудил снизить оценку сразу на балл.

Существенные претензии есть к двум героям.

К мальчику-аутисту, всё заболевание которого выражается в том, что он с листа читает чужой язык (сами понимаете чей). В остальном — нормальный пацан, за вычетом пары совершенно не влияющих на сюжет истерик. Сделайте его вундеркиндом — на ноготь ничего не изменится. Вот в наше время аутисты были именно аутистами (Меркурий в опасности), да.

И к доктору биологии, которая скачет с пушкой и воплями «Это моё животное!» за хищником, препирается с психованными вояками, всяко дёргает тигра за усы и, как мне показалось, периодически издаёт мелодичный титановый перезвон.

Как я и говорил, правки сценария действительно носили характер косметический. Ну, исчезли из него гибриды; ну, плюнул слюной на это гиблое дело Голландец — некоторые изменения формы совершенно не изменили суть. Цирковое представление пополам с машкерадом (который, к слову, покажут буквально). Или фанфик с косплеем.

Резюмирую. Шейн Блэк в одном из интервью о фильме честно признался, что «предпочтёт развлекательный гуляш отточенной интриге». Искренне рад за него, что он умеет отвечать на вызовы времени и следить за изменчивыми вкусами подростков (а вкусы таковые обычно стремятся к упрощению). Но если бы так поступали все, то в живописи торжествовал бы примитивизм, в поэзии орудовали бы люди, смело рифмующие «глаза» и «четверга», эпистолярное общение сводилось бы на обмен смайлами… — апокалиптическая, в общем, картина.

К счастью, вся та похабень, что выливается на экраны в последние годы (Эпизод 7, Терминатор 5, День независимости 2 или Робокоп, Вспомнить всё, Мир юрского периода), может беспардонно паразитировать на идеях и образах оригиналов, но не в силах изуродовать их самоё. И быть по сему.

5 из 10

Источник