Оправдания личных интересов и поиски вселенского смысла в существовании тел белковых

Оправдания личных интересов и поиски вселенского смысла в существовании тел белковых

Фильм Кристиана Мунджиу «Выпускной», ещё одно название «Аттестат зрелости».

Фильм о человеке и системе, о мелких компромиссах, ведущих к душевной деградации и о крупных компромиссах, ценой которых искалеченная человеческая жизнь.

Кристиан Мунджиу румынский режиссёр и сценарист. Окончил Ясский университет, и Бухарестский университет кино. Один из ярких представителей «Новой румынской волны».

Ромео Альдеа, /Адриан Титени/, врач, вроде бы и неплохой, как и неплохой отец, порядочный и в меру принципиальный, но в семье нелады, а ещё молодая любовница, Сандра, /Малина Мановичи/. Причины семейных неурядиц, несомненно, вопросы личного плана, хотя для себя Ромео оправдывает их причинами социальными да неудовлетворённостью жизненной. Вместе с женой Магдой, /Лия Бугнар/, Ромео когда-то вернулся в Румынию с радужными надеждами, которые не оправдались, единственная и последняя надежда дочь, Элиза, /Мария Виктория Драгус/, отличница, у которой есть все шансы вырваться со страны, ей только осталось сдать экзамены. Но в день экзамена в окно влетает камень, с которого вся стройная система планов на счастливое будущее начинает рушиться на глазах. Не доходя до школы, Элиза подвергается нападению маньяка, и чудом избежав изнасилования, получает серьёзную душевную травму. Чтоб сдать экзамены Ромео возможно впервые в жизни идёт на сделку с совестью, пытаясь договориться с компетентными людьми. Да ты и сам эту систему знаешь, Ты мне, я тебе — железный принцип межличностных отношений времён развитого социализма, в современной Румынии, /да и не только Румынии/.

Как для нас ничего нового, мы выросли на «блатных» отношениях, на двойной морали, на чёрных и белых, на «потолке» зарплаты и партийных пайках. А ещё мы хорошо знаем, что такое взятки, поборы, доли, свои люди, что такое по звонку и т. д. и т. п. Это наш мир, точнее это мы рабы этого мира. Были и остаёмся. Потому, как непросто изменить этот мир, как и изменить себя, /поверь, всё то, что я сейчас сказал, есть и в фильме, ну разве что слегка завуалированно, немного размыто, немного недоговорено/.

Ромео старается жить по совести и дочь свою воспитывает в правильном направлении, /вроде бы/, потому как реалии жизненные свои коррективы вносят. Жить по законам чести можно, и даже достичь каких-то результатов можно, но насколько тебя хватит в изначально бесчестном мире. Когда бесчестье возведено в норму, когда на каждой ключевой должности сидит, приставленный, чиновник, «пахан», а пирамида власти подразумевает денежные поборы, от самых нижних чинов до чинов самых высоких. При этом, по умолчанию все вокруг делают вид, что всё отлично, провозглашают бессмысленные лозунги и отстёгивают деньги в воровской, пардон партийный, или ещё какой общак.

Не задумывался об этом? Романтик, что ли? Стишки о любви корпаешь? Или от жизни светской, /советской/, далёк? Или тебе достаточно и мысли, что ты порядочны человек?

Впрочем, если хорошо подумать, мы все такие, все идеалами высокими своё бессилие оправдываем. Перед системой. Оно то конечно, система и не таких ломала. И придумываешь себе оправдание, что человеку для счастья нужно, свой домик, любящая жена, /или муж/, спокойная старость. Забывая при этом о свободе, перспективах жизненных, о смысле жизни, наконец. Ибо быть рабом, и видеть в этом смысл жизни ненормально, абсурдно, а пробиться вверх по карьерной лестнице, самому стать рабовладельцем, /а то и соглядатаем/, ещё более ненормально.

Ромео мечтает, что дочь будет жить на западе, где и другие нормы морали, и другие моральные ценности. Мы последнее время, /точнее последнее время всё более открыто/, говорим о западных моральных ценностях, подразумевая конечно ценности материальные, /там и зарплаты больше, и социальная сфера/, а задумываться нужно о другом, об общечеловеческих ценностях. Как-то мы в разговорах о высоких материях, в жалобах на жизнь забываем о главном. А вспоминаем только, когда припрёт, когда совсем невмоготу.

Уедет ли Элиза на запад, я думаю, вряд ли, хотя бы потому, что дети наши должны быть лучше нас, чище, добрее, при этом более бескомпромиссны, и более честны, что касается сделок с совестью, им в этом мире жить. А если этот мир, /наш мир/, не изменится, то красивые слова, /и правильное направление общественного развития/, в который раз останутся только красивыми словами, /а направление общественного развития приведёт к ещё одному большому разочарованию/.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ