Омоча

Omocha (1998)

Деньги вперед

Юная Токико пока только майко, то есть ученица, но скоро станет полноценной гейшей. Хозяйка веселого дома уже нашла для нее покровителя, который заплатит несколько миллионов иен за первую ночь с ней. Существенная часть этих денег пойдет на наряды и церемониал. А пока майко доживает последние дни в послушницах. Бегает по мелким поручениям, учиться танцевать с веером и наблюдает жизнь тех, кто уже далеко прошел по уготованному ей пути.

Посмотрев этот фильм, те, кто считает, что жизнь гейш состояла из одних только удовольствий, могут изменить свое мнение. Внешне гейши действительно выглядят так, будто их единственная забота — это трата денег покровителя. Они даже не особенно показаны за совершенствованием в изящных искусствах. Но на примере майко Токико видно, что за внешним лоском гейш скрывается печальная бедность. Многие, как известно из многочисленных источников, были некогда проданы собственными семьями в веселые кварталы и обязаны теперь половину жизни выплачивать долг. История Токико, правда, подается с несколько другим акцентом, как история девушки, сделавшей выбор сознательно, но и здесь сквозит суровая материальная безысходность. Семья у Токико едва выживает. Брат теряет работу, у отца слабое здоровье и он уже почти не может работать за ткацким станком. В общем, став гейшей, она хоть как-то сможет облегчить их жизнь.

Удивляет в этом фильме, по-видимому, совершенно правдивое и притом совершенно нелогичное поведение мужчин, которые боготворят гейш, покорно смиряясь с тем, что им нужны лишь их деньги. Мужчины содержат этих женщин, давая им немалые суммы. А между тем эти гейши лишь веселые, но бездушные куклы. Они умеют поддержать разговор, умеют развеселить, однако делают все за деньги. Как только клиент отказывается платить, даже многолетнее общение, в иных случаях могущее привести к естественной человеческой дружбе, оказывается моментально разорвано. Это обстоятельство несколько бьет по образу института гейш как чего-то возвышенного и связанного с искусствами, оторванными от мирской суеты. Суеты здесь оказывается очень много, и вся из-за денег. «Омоча» — печальная, но распространенная история о девушке, дорого продавшей себя, чтобы помочь семье. Однако жалости этот фильм не вызывает, скорее ощущение высокого трагизма. Токико входит в мир гейш с поднятой головой и намерена со всей серьезностью постигать профессию. Примечательно, что рождение новой гейши происходит аккурат в момент запрета проституции в Японии. Так в общем-то становится понятно, что многовековую традицию убить не так-то просто.

8 из 10

Источник