Однажды в Америке… Только десятилетием раньше

Однажды в Америке… Только десятилетием раньше

Фильм «Коза Ностра» («Показания Валачи») можно назвать документальным детективом. Он снят по следам событий, случившихся в Америке начала 60-х. Член «Коза Ностра» Джо Валачи, оказавшись в одной тюрьме со своим боссом Вито Дженовезе, был напуган символическим «поцелуем смерти», которым его удостоил шеф, и решил рассказать следователю о деятельности итальянской мафии. Именно в его показаниях впервые прозвучало само название «Коза Ностра».

Фильм выстроен ретроспективно: от прибытия Валачи (Чарльз Бронсон) в тюрьму к началу его мафиозной деятельности, и затем уже события показаны в хронологическом порядке. Похожие ретроспекции использовал Серджио Леоне в картине «Однажды в Америке». В этом заключается одна из трудностей восприятия фильма «Коза Ностра». При просмотре поневоле возникают ассоциации с «Крёстным отцом», «Однажды в Америке», «Хорошими парнями», «Донни Браско», и на их фоне «Коза Ностра» смотрится достаточно скромно. Мафиозная лужайка была основательно вытоптана голливудским кинематографом, и сделать что-то яркое запоминающееся даже в начале 70-х было непросто.

Фильм держит на себе Чарльз Бронсон. Лино Вентура в роли Вито Дженовезе убедителен, но это не лучшая и не самая сильная его роль. К сожалению, полноценного актёрского дуэта в этом фильме не сложилось. Есть совместные сцены, есть яркие эпизоды, но цельного узора игры в дуэте не возникает.

Плюсы фильма. Мафия и уголовники показаны достаточно неприглядно. За редким исключением — примитивные, жадные люди, живущие по большей части на уровне инстинктов и эмоций. Авторы не идеализируют и главного героя — Джо Валачи. Он — плоть от плоти мафии, его руки в крови, и он мало чем отличается от своих коллег. В фильме подчёркивается: герои продолжают осознавать себя как итальянцы на чужой земле, но вся национальная солидарность улетучивается, как только возникает запах денег. Подражать героям фильма ни малейшего желания у зрителя не появится. Заметим, что актёрское обаяние Марлона Брандо, Роберта де Ниро и Аль Пачино в вышеперечисленных фильмах просто зашкаливало и передавалось их персонажам, зритель им симпатизировал. Сыграть так, чтобы персонаж был понятен на человеческом уровне, вызывал сочувствие, но при этом не был бы симпатичен — задача гораздо сложнее. Чарльз Бронсон и Лино Вентура с этой задачей отлично справились.

Минусы фильма. Ну какой из Чарльза Бронсона итальянец? Ощущение некоторой искусственности созданного режиссёром мира не отпускает до конца просмотра. С одной стороны, фильм смотрится с интересом, с другой — очевидны драматургические затяжки. Плюс технические ляпы. В одном из эпизодов герои уходят от погони на ретро-автомобиле, действие происходит в 30-м году, и вдруг они лихо вылетают на городскую дорогу с современными автомобилями. «Публика — дура, не заметит», — видимо так думал режиссёр Теренс Янг.

Общее впечатление от фильма неоднозначное. Крепкий середнячок для тех, кому интересны фильмы про мафию. Не более того.

Источник