Один из лучших фильмов о супергероях

Один из лучших фильмов о супергероях

«Так выглядит жизнь: люди, любящие друг друга, дом… Не спеши. Почувствуй это. У тебя еще есть время».

Мне не хотелось идти на этот фильм — как и на все фильмы о супергероях. Но фильм меня увлек, и теперь он — один из моих любимых.

Оказалось, не все фильмы Marvel держатся на дешевых манипуляциях сантиментами зрителя. Я попробую понять, что здесь есть такого, чего мне не хватало в фильмах о супергероях и почему этот фильм сразу стал одним из моих любимых.

Апокалипсис уже наступил: практически все мутанты истреблены, события фильма, его атмосфера и музыка, скорее, отсылают к образам постапокалипсиса. Так что героям не нужно спасать мир. Это становится после первых кадров, в которых сквозят декаданс и черный юмор.

Скорость фильма не безумна, как это теперь принято. Это далеко не американские горки вроде «Бетмена против Супермена» и «Люди Икс: Апокалипсис», где эмоции переключаются на контрасте с отчаяния на радость, со скорби на смех. Эта черта, я считаю, — недостаток современных фильмов в целом и фильмов о супергероях в частности. Здесь этого нет. Несмотря на то, что фильм насыщен событиями, нас не заставляют быть вскользь-свидетелями трагедий, когда нужно переключаться с одной судьбы на другую, совершенно отличную от первой. В этом смысле сюжет целостен и последователен.

Такой серьезный уровень подачи достигается благодаря: а) минимальному количеству персонажей первого плана, тому, что их жизнь уже позади (и все фильмы о них просмотрены); б) тому, что демонстрация их суперспособностей не требует спецэффектов; в) возрасту и особому настроению Логана и Чарльза. Первый просто слабеет, и это уже предполагает некий замедленный темп, что же до второго — значительно замедляет фильм сама необходимость путешествовать по стране вместе со степенным девяностолетним Чарльзом. К тому же он теперь полностью сливается со свойственным для него архетипом мудреца, и потому требует возможности для долгих кадров и неспешных, прочувствованных диалогов. Он покорил меня, если что, теперь он — один из моих любимых персонажей.

Наконец, фильм не пересыщен супергеройскими сражениями: почти все мутанты погибли, и это задает тон: поднимается вопрос о трудностях их существования. Что комикс, который листает Логан — ложь на три четверти — это правда; и, может быть, это поэтому мне в принципе не симпатичны фильмы о супергероях. В них обычно все побеждают, герои почти ачеловечны: их способности дают им возможность совершать деяния такого масштаба, какой простым смертным не под силу. Эти фильмы всегда переполнены спецэффектами, грандиозно зрелищны и неподражаемо лживы. Они не имеют ничего общего с реальным миром. Потому что, с одной стороны, герои оделены сверхсилами, а ничего подобного в нашей жизни нет; с другой — их враги тоже сверхсильны, и это аннулирует сверхсилу героев, и потому вопрос о том, что значит быть сверхсильным, — не раскрывается.

Здесь же все иначе: «самый мощный мозг планеты» барахлит, да и сила Росомахи уже не та. Один из самых прекрасных моментов — когда Логан во время приступа Чарльза с трудом пробирается в номер, чтобы спасти друга: в этом моменте показаны и сверхчеловеческая сила Логана (передвигающегося на фоне не способных двинуться обычных людей), и его бессилие: несмотря на то, что ему помогают суперспособности, мы видим совершаемое им усилие, и усилие это колоссально, в нем Росомаха преодолевает барьер человеческого. Таков был бой ослабленного Супермена и Бетмена, где герои тоже обрели тяжесть и медлительность; там их усилия тоже были показаны как нельзя лучше: похожие по скорости на битву людей, вместе с тем они были полны сверхтяжеловесности героев.

Создатели фильма не напирают на идею кооперации во благо человечества. Здесь я, конечно же, в первую очередь, сравниваю фильм с «Люди Икс: Апокалипсис», который, на мой взгляд, замахнулся на все и сразу, и поэтому ни одну тему не проработал достаточно и, к тому же, уравнял героев как, хоть и разных, но всех приблизительно одинаково сильных и важных в общем деле. Хотя этот мотив пионерский мотив прослеживается и в других фильмах о супергероях. Вспоминаются, в частности, «Бетмен против Супермена» и «Отряд самоубийц».

Конфликт героев более локален: здесь — в самом первом приближении — затрагиваются вопрос Камю о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, вопрос о разочаровании, и вопрос о ценности семьи — круга тех, кто на тебя похож. Именно поэтому оттягивается момент раскрытия способностей Лоры. Именно эту задачу решают исходные данные: мечтающим о тихой и мирной жизни стареющему Логану и совсем старому Профессору Икс остается вступить в свой последний бой — то, за что им биться, — самый принципиальный вопрос.

Биться они будут за право мутантов на существование в лице ребенка, спасение которого станет одной из важнейших битв ближайшего будущего.

Только ребенок тоже будет биться.
И это будет прекрасный бой!

Это замечательный современный эпос и настоящая трагедия.

И великолепная музыка: весь плейлист посвящен тревоге. Слушать это просто так, в качестве фона нельзя, особенно после фильма — сильного, страшного, правдивого.

Из замеченных недостатков: злодеи — просто злодеи, отрицательные герои, которые нужны как двигатель для развития сюжета и как мясо для демонстрации росомашьих боев. Раскрывать личности антигероев никто и не собирался, и мне жаль, что это так.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ