Очень скандинавский детектив

Очень скандинавский детектив

Норвежский мини-сериал «Монстр» — очередной продолжатель модного нынче течения под названием «скандинавский нуар». В затерянном где-то на севере Норвегии недалеко от границы с Россией городке происходит убийство — жертвой становится молодой человек. Его девушка тем временем бесследно исчезает, а вскоре обнаруживается и её тело. Причем это убийство уже имеет все признаки ритуального, ибо обставлено место преступления похлеще чем в первом сезоне «Настоящего детектива». Шеф местной полиции Эд поручает дело молодой инспекторше Хеде, которая выросла в этих местах, уезжала покорять большой город, а теперь вот вернулась в родные края. В помощь неопытным провинциалам по традиции присылают пару столичных копов. Одного из новоприбывших блюстителей закона, впрочем, тоже оперативно сплавляют мир иной. Причем вся эта кровавая вакханалия, коей позавидовали бы и в «Фарго», укладывается в 50 минут первого эпизода. Казалось бы, продолжайте в том же духе — и хит гарантирован. Однако за бодрым началом, увы, следует крайне унылое продолжение.

По старой доброй скандинавской традиции детектив неизбежно смешивается с социальной драмой. При этом сценаристы щедрой рукой отправляют в один котел слишком много компонентов: религия (преступления происходят рядом с христианской общиной), наркотики, проблемы отцов и детей — и ожидаемо толком не доводят до готовности ни один. Здесь, разумеется, все друг друга знают, имеют общее прошлое и полдюжины скелетов в шкафах. Вот только как единый слаженный механизм «Монстр» работает слабо, зачастую являя собой просто очень скучное зрелище. Порой события и действия героев откровенно противоречат логике и здравому смыслу, а бесконечно любоваться тоскливыми северными пейзажами под столь же заунывную музыку — то еще удовольствие. Даже ведущие расследование сыщики местами так откровенно «тормозят», что хочется и без того скромный хронометраж в семь эпизодов сократить минимум вдвое. Режиссеры пытаются расцветить происходящее хотя бы нестандартными визуальными ходами — перестрелка в мыльной пене в финале четвертого эпизода выглядит действительно впечатляюще, а одна из сюжетных линий являет собой почти дословную отсылку к «Бессоннице» с Аль Пачино и Робином Уильямсом. Вот только за всеми этим экивоками да попытками повторить лучшие образчики жанра не скрывается ничего оригинального, своего. «Монстр» в итоге оказывается и вполовину не таким жутким, как можно ожидать, исходя из названия. Сериал не предлагает ничего нового, у него будто отсутствует собственный голос, а есть лишь набор штампов и клише, собранных с миру по нитке. Кстати, если уж искать параллели с известными шоу, то более всего по типажу к «Монстру» близка «Вершина озера»: опять женщина-полицейский с непростым прошлым ведет расследование, вновь беглые девочки-подростки, да и вообще нет недостатка в сильных женщинах в числе центральных персонажей.

Однако даже в рамках скандинавского сериалостроения есть куда более живые, интересные и удачно сделанные вещи. В конечном итоге «социалки» более чем достаточно, например, в «Мосте» или трилогии «Миллениум», в качестве атмосферного «герметичного» триллера намного лучше работают «Фортитьюд» (пусть он и чистокровный британец) или «Капкан», а самым успешным скандинавским детективом, как ни крути, остается «Убийство». «Монстру» же не суждено ни дотянуться до их уровня, ни, тем паче, угнаться за заокеанскими хитами, приемы из которых он с таким упоением задействует в своем репертуаре. Хорошо, хоть соседство с Россией обыгрывать в сюжете никак не стали (если не считать русскоязычной сотрудницы в полицейском участке да традиционного «Ой, мороз» в вечернем баре) — обошлось без клюквы, ну и на том спасибо…

6 из 10

Источник