Об оглушающей боли в тихом Манчестере

Об оглушающей боли в тихом Манчестере

«Папа, ты разве не видишь, что мы горим?» ©

Когда больно, ты воешь волком и бросаешься вещами, разбивая руки в кровь. Когда больно, картинки, рисующиеся в воображении после слов «а если бы…» снова и снова оборачиваются в ничто, и ты ревешь белугой от осознания того, что изменить ничего невозможно. Когда больно, ты падаешь как подкошенный, закрывая передергивающееся и искаженное до неузнаваемости лицо. Так вот, в «Манчестере у моря» ты подобной картины не увидишь. Создателям фильма удалось оставить все эти громкие вспышки эмоций героя за кадром, но все-таки заставить тебя при этом прочувствовать все на собственной шкуре.

Эта история не из громких. Будь она в новостной ленте какого-то бостонского канала, заняла бы там всего несколько секунд в бегущей строке. Главный двигатель сюжета — не убийство, не насилие, не махинации, а только ошибка. Понимаешь это как только начинает играть музыка Альбинони. Тебе кажется, мол, это ошибка, с чего бы ей звучать, такой пронзительной и величественной, когда Ли просто прозаически шагает в ближайший магазин. Что-то пошло не так. И спустя всего несколько минут мы узнаем что.

Можно было бы сказать, что переходы от настоящего сюжетного времени к прошлому слишком резки, переход к флешбэкам можно было бы сделать плавнее. Но стало ли бы это справедливым по отношению к Ли Чендлеру (Кейси Аффлек), который не воспринимал произошедшее как прошлое, а жил им, считая, что пустота так и должна остаться пустотой. Так, более мягкие переходы между сценами стали бы просто преступлением по отношению к герою.

Предыдущий год подарил нам много вариаций осмысления боли, и самой близкой к представлению Кеннета Лонергана почему-то кажется нашумевший роман Ханьи Янагихары. Ли Чендлер удивительно схож с Джудом из «Маленькой жизни», размышлявшем о том, что «… куда легче просто пойти в ванную, заглянуть в тайник под раковиной и просто-напросто сдаться». Но почему-то герой не сдавался и день за днем делал один и тот же выбор — жить. Создатели подобных фильмов, книг, музыки заставляют своих героев (и нас вместе с ними) именно выживать и жить со своим прошлым, не прячась от разъедающей реальности.

Будь то захватывающие своей подавленностью манчестерские пейзажи, будь то минорные нотки музыки Лесли Барбер, в которые идеально вливается хоровое пение, будь то застывшее выражение лица Кейси Аффлека, об игре которого не сказал только ленивый. Все эти минималистические штрихи, рассыпанные по всему фильму, только подчеркивают невозможность повернуть время вспять и избежать пронзительной боли.

Готовьтесь, «Манчестер у моря» — «крепкий эмоциональный кулак», попадающий прямо в сердце.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ