новый уровень

Все знают, что рецензии на Кинопоиске к своим произведениям читать нельзя. Однако так же известно, что большинство авторов нет-нет, да и заходят сюда. Хочется воспользоваться этой ненулевой вероятностью, чтобы сказать вам спасибо.

И спасибо огромное. Потому что то, что вы сделали, выходит далеко за рамки собственно истории героев фильма (можно я буду называть его фильмом?). Это еще один шаг к осмыслению нас самих в пост-советской России, к созданию национальной мифологии — того, без чего нам тут не выжить.

Поясню свою мысль. Каждая страна по-своему уникальна. В каждой есть свой культурный фундамент, столетиями складывавшийся из осмысления опыта существования народа. И для каждой страны он свой. Потому что венгры (к примеру), не смогли бы жить, как англичане. И наоборот. Нужен свой опыт, который подходит к тому, кто ты есть.

У нас же с этим беда. Большевики решили, что народы не нужны, затеяли воспитание нового, советского человека, и безжалостно выбили нашу культуру у нас из-под ног. А когда их проект накрылся медным тазом, мы остались у разбитого корыта. Мы, образно говоря, не знаем как справлять свадьбы и как оплакивать умерших. Нам неясно, как радоваться и горевать, где провести линию между добром и злом, как разобраться в себе самих и принять себя во всей полноте. Мы постоянно заглядываемся на успешно сложенные и функционирующие культуры и приговариваем — а вот у них-то вон, всё как надо — но при этом обречены на неудачу каждый раз, как прикладываем чужие мерки к себе. Они никогда не подойдут. Мы не сможем жить так же, как американцы, немцы или китайцы, потому что мы другие.

Но чтобы принять себя, надо себя узнать. А чтобы себя узнать, надо себя разглядеть. Ну а чтобы разглядеть, надо полюбить. И в контексте культуры это задача искусства, художника. Задача — в условиях постоянного давления других, глянцево-успешных культур, крайне тяжёлая.

Художники, разглядев главное в своей стране, могут высветить его в героях своих произведений, и через них, произведение за произведением, создать систему координат, фундамент, который всем людям будет помогать каждый день.

Ведь та же Америка — это страна не только и не столько Вашингтона, Рузвельта, или Мартина Лютера Кинга. Это страна Супермена и Бэтмена, дня Сурка и сумасшедшего профессора из «Назад в будущее», страна «Людей в Черном» и «Маски» Джима Керри. И если вам этот мир созвучен, вам будет очень радостно и хорошо в Америке жить.

А что у нас? Миры, гениально созданные Гоголем, Толстым и Достоевским, погибли почти полностью. Советский мир уходит на дно — видны лишь очертания. А из нового времени большая культура нам предлагает в основном чернуху. Смакование всех бед и недостатков, припечатанное вердиктом безнадёжности. Вот тот же «Левиафан» — это же классическая военная пропаганда. Потому что из жизни старательно вычищены все положительные грани, и остаётся только грязь — в таком масштабе, который в реальности-то не встречается.

И вот «Домашний арест». Почти все герои с кучей недостатков, но каждого — каждого — авторы любят. И получаются они настоящими, живыми. И за сюжетом начинает вырисовываться что-то большее. Какое-то понимание на ином уровне о том, что же такое Россия и как же тут все работает. И как нам со всем этим жить.

После хвалебных слов надо немного и покритиковать для баланса:). Как мне показалось, основной проблемой фильма является смешение жанров. Великолепная работа актёров создаёт глубоких, живых персонажей, реальность которых поддерживается сюжетом — иногда. Но, к сожалению, есть много сюжетных поворотов, которые слишком сильно скатываются на сторону фарса, нарушая правила игры — настолько, что начинает уже не хватать закадрового смеха. Можно понять, что авторам нужно было находить способы разрушать кажущийся успех героев, чтобы поддерживать напряжение на протяжении всех серий. Но делая это через фарс, они серьёзно пошатнули магию так заботливо созданного ими мира, и к тому же заставили чувствительного зрителя страдать испанским стыдом. Я очень надеюсь, что в следующих работах авторам удастся найти способы сохранить драгоценную гармонию.

Спасибо всем!

Источник