Незаживающая рана

… И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.

«Собачье сердце», 1988г., реж. В. Бортко

Александр Сокуров отдавая дань должного творчеству Алексея Германа, в документальном фильме «Трудно быть Германом», говорит: «Советское кино было такой некоей художественной средой, где выпускалось триста фильмов в год, если не больше. При этом кино располагало, приблизительно так, двадцатью первоклассными режиссёрами. Ну, 25-ю. Первоклассными. Приблизительно столько, сколько сегодня у американцев».

К чему я заговорил об этом? В контексте рассматриваемой работы, конечно же. Вне всякого сомнения, Алексей Козлов, режиссёр «Спасти Ленинград» при всём к нему уважении, в ТОП-20 или ТОП-25 вряд ли бы попал. И это учитывая его возраст. Круглая дата в этом году — 60 лет жизни за плечами. А что в багаже? Есть ли картины ставшие визитной карточкой? Назвал «навскидку» — и эхо гулом восторга — знаем, видели, класс! Увы-увы, похвастаться особо нечем. Так что же, не снимал? Не работал? «Мастерит» недавно? Как Вам сказать…? Двадцать семь произведений «издал». Ого! При этом помимо режиссёрского дирижирования, и сценарные вирши писал, и продюссированием не брезговал. Вот и здесь он аж в «трёх лицах» как в трёх измерениях. И как только успевает? И ведь багаж то в 27 лент это с 2000 года. А значит более одной картины ежегодно. При этом судя по послужному списку иногда, в «урожайный» так сказать год, мастер «лепил» до трёх картин. Думаете шучу? Вовсе нет. Посмотрите «статистику».

А у А. Тарковского — 7. А у А. Германа — 7.

О чём это говорит? Мало о чём. Ведь то были едва ли не диссиденты, возразят мне. Вот и оставили после себя такое количество работ. Отчасти, наверное верно. Но как мне кажется, не совсем. Они «вынашивали» свои ленты. И оттого те самые «семёрки» у всех на слуху до сих пор. И восторгаться ими продолжают. Больше — не значит лучше.

Режиссёр Алексей Козлов большую часть рабочего времени «набивал руку» на кино, которое к кино не имеет никакого отношения. Не кино это. Не кино. Сериалы отстреливались рожками магазинов. Раздутые мыльные пузыри для всеобщего декора. Кто то такое кино называет «мылом». И в этом суть данных творений. Мыло. А мыло и кино — это согласитесь вещи абсолютно разные. По сути, разные.

Алексей Герман (старший) в документальном фильме «Германология» даже кино и театр считал «вещами» разными. В театре актёр должен сыграть оценку происходящего. А в кино это делает за актёра режиссёр, актёр должен показать действие глазами. Два вида искусства, с разным подходом к делу. «Хорошее кино и хороший театр никак не сочетаются. Но как не странно плохое кино сочетается с плохим театром. Это что называется, близнецы». Итак, даже театр и кино отдельные, обособленные виды.

«Спасти Ленинград» пропитан сериальной составляющей от начала до самого конца. Сцены написаны на потребу непритязательной публики. Взрослому населению — людоедство карательной системы, молодёжи — влюблённость главных героев, юношеству — боевые сцены в духе военного экшна. Всё? А что, хотели что то ещё? Обычный стандартный набор. Без изысков. Категория Эконом.

4 из 10 ?

Другая страна. Другое кино. Иное время. Иная подача. Забудьте о советском «изобилии».

НЕ ЧИТАЙТЕ РЕЦЕНЗИИ. СХОДИТЕ В КИНО. КОММЕНТАРИИ ВВЕДУТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

Хочется пожелать зрителю приятного просмотра. Фильм стоит Вашего внимания. Обратите на него свои взоры. Не пропустите его. Лёгкий и воздушный что те девочки порхающие в сентябрьских нарядах осени 1941 года. Мужественный, лицами молодых ребят, что были брошены брать с наскока ту высотку где окопался ощетинившийся пулемётным огнём против трёхлинейных винтовок враг. Кошмаром штормового ненастья накрывшего судно ночью и продолжившегося днём налётом немецких юнкерсов. Вспоротой патронами палубой под ногами и криками беззащитных людей — наган, да несколько ружей обороной полутора тысяч человек. Ни зенитки, ни автомата в противовес. Чистый расстрел среди плеска воды.

Фильм с прекрасной актёрской плеядой. Сплав нескольких поколений. Виталий Кищенко даже если бы не проронил и слова, а просто смотрел, вложил бы своим присутствием гамму непередаваемых чувств, внутреннюю работу персонажа (ну чем Вам не Хлудов из «Бега» А. Алова и В. Наумова). Борис Щербаков — величественная суровость мимолётным сюжетом кадров. Алексей Шевченков — правдоподобный образ «морского волка» съевшего, как говорят, в своём деле пуд соли.

Нет это не «Проверка на дорогах`1986г., нет это не «Двадцать дней без войны», 1977г., упоминавшегося Алексея Германа. Это не Станислав Ростоцкий с «А зори здесь тихие», 1972 года. И перечислять можно дальше и дальше. Это Алексей Козлов. Человек, снявший в год своего шестидесятилетия достойное кино в духе времени поколения. Так, как сейчас принято. Так, как сейчас это может восприниматься. Для понимания.

Говорят, что с «Титаником» прослеживаются параллели. Глупости. Это глупости. Никаких таких «Титаников» я не увидел. У меня другая параллель. В советском прокате был фильм «Дважды рождённый», 1984 года. Там русского солдатика пытался расстреливать немецкий асс. Каждый день летал к нему в северных широтах. А наш боец шёл к своим по пустынным снегам. Поединок людей. Неравный. И винтовка за спиной с парой патронов. Почти как в «Спасти Ленинград». Одиночный выстрел ближе к концу фильма и «счастливый случай» — перебит шланг бензобака машины. Гитлер капут. Русский Иван завалил матёрого Фрица.

И здесь — стойкость, отвага, характер во всей красе.

Спасибо за кино.

7 из 10

Источник