Несколько слов о Чарльзе Уитмене от Питера Богдановича, восхищенно показывающего зрителю Бориса Карлоффа

Несколько слов о Чарльзе Уитмене от Питера Богдановича, восхищенно показывающего зрителю Бориса Карлоффа

Да, я думаю, что это фильм о Чарльзе Уитмене, «техасском стрелке». Свое памятное преступление он совершил летом 1966 года, а уже в 1968 выходит фильм Богдановича. В центре внимания две параллельные истории: преступника и известного актера, собирающегося завершить карьеру. Эти персонажи являются антагонистами — один стремится к уединению, устав от общественного внимания, а вот второй — истерически стремится к славе. Один готовится к финальному прощанию — показу последнего фильма в «дорожном» кинотеатре, а второй организует масштабный террор — винтовка со снайперским прицелом и точечный огонь по прохожим.

И получается так, что Борис Карлофф играет тут героя, в сущности, весьма похожего на его самого. А вот преступник понятным образом оказывается даже внешне похожим на Уитмена. И упоминание об одном из самых известных американских маньяков оказывается весьма показательным. Оно и выделяет фильм из множества подобных лент.

Богданович демонстрирует легкий повествовательный стиль, стремится минимизировать любые затянутости, поддерживать темп. Это создает предпосылки для того, чтобы картину смотреть было легко, приятно. Кстати, и вправду, снятая чуть позже «Башня смерти» с Кутом Расселом об Уитмамене, вышла в разы более затянутой и скучной.

Да и финал, происходящий в кинотеатре, при просмотре фильма ужасов, получился красноречивым. Будто режиссер так и жаждал дискуссии о вреде подобных жестоких лент. Неспроста, сам экран оказывается источником угрозы, которая может принести вред даже создателям фильма. На мой вкус, такое решение прямолинейно и лишено изящности. Да и недосказанность присутствует. Зато, приятно радует начало фильма — сцены из фильма «Страх» с Николсоном оказываются так к месту. «Страх» очень недооценен и такая красочная отсылка на его яркий финал выглядит уместно

7 из 10

Источник