Не всё то золото

Итак перед нами сборник из шести новелл снятый известным кинодеятелем Витторио Де Сика по рассказам писателя Джузеппе Маротта. Место действия — Неаполь 1950-х, время — сочельник.

1 история: Друг влиятельного человека. Скромный дирижер рекламного оркестрика восстает против «дружбы» местного мафиози, оккупировавшего его квартиру, из жены и детей дирижера сделавшего прислугу на побегушках. Образ мафиози явно напоминает Дуче, такой так просто не уйдет. В этой новелле главную скрипку играет кривоносый комик Тото, тут он будет ещё петь и танцевать в шутовском костюме с самым невозмутимым видом. Общее впечатление — бодренько, жизнеутверждающе.

2 история: Кольцо с изумрудом. Прекрасная торговка лепешками наставляет глуповатому мужу рога и даже потеря пресловутого кольца сходит плутовке с рук. Звезда новеллы монументальная Софи Лорен поражает воображение, но основная идея оставляет желать лучшего. В послевоенной Италии жилось нелегко и в такие моменты семья может стать главной опорой, так что сюжет в стиле комедии дель арте; хитрая красотка — тупой муженёк — смазливый любовник, смотрится цинично. Супружеская измена не кажется мне удачным предметом для шуток, но фаны Софи Лорен будут довольны, она тут во всей красе.

3 история: Похороны ребёнка. Молодая мать умершей малышки просит кучера катафалка, за которым идет скорбная процессия знавших покойную друзей и соседей, проехаться по главной магистрали города. Конечно, это единственная возможность для девочки из бедного квартала получить подобные почести, проехаться по главной улице с оркестром. Горестное тщеславие матери понятно и страшно одновременно. Главную роль исполнила аристократичная Тереза Де Вита, актриса красивая, но несколько анемичная. Общее впечатление — просто городская зарисовка.

4 история: Игрок. Пожилой щеголеватый аристократ (в этой роли сам режиссёр) отлучен строгой супругой от любимой им карточной игры и вынужден потихоньку дуться в картишки на интерес с восьмилетним сыном консьержа. Эта новелла доказывает что ребенка не переиграешь. Юный актер великолепен! Даже ничего не говоря, глядя молча он укладывает Де Сику на лопатки.

5 история: Тереза. Среди полушутейных историй сборника «Тереза» неожиданно драматична, и безусловно лучшая из шести. Тереза молодая женщина из веселого квартала выходит замуж за незнакомца, он молод, красив и богат. После шумной свадьбы Терезе предстоит узнать «страшную» тайну новоявленного супруга. «Тереза» маленьким фильм-нуар. Звезда новеллы стройная красавица Сильвана Мангано смогла обрисовать не просто отвергнутую самку, но оскорбленное человеческое существо. Тонко переданы градации чувств героини от страха, волнения, робкой надежды на тихую семейную гавань, до разочарования, гнева, отчаяния и чего-то ещё предполагающего что история Терезы только начинается.

6 история: Торговец мудростью. «Специалист» Жванецкого, но с неприятным физиологическим «шутками». Совершенно ненужная новелла, просто снимающая мрачноватое напряжение «Терезы», но оставляющая гадливое послевкусие.

Снят киносборник на хорошем уровне, качественно, но несколько монотонен (выбивается только «Тереза»), жаль что итальянцы предстают стереотипно суетливыми, болтливыми, чрезмерно эмоциональными. Много быта, обыденности Италии тех лет со всякими характерными особенностями. Украшение кадра красивые актрисы. Прокоммунистические взгляды режиссера выглядят в фильме грубовато: аристократы — дурачки, моральные уроды, богачи — больные на голову, а хороши только простые бедные люди слоняющиеся без дела по улицам, зевак в каждой истории просто толпы. Впрочем унылый неореализм в итальянском кино стремительно выходил из моды, на пятки уже наступали «Новая волна», Антониони-Феллини и джалло.

Источник