Не сотвори кумира

Надежды и чаяния.

Мы живем в удивительное время и в удивительном месте. Стык эпох напитал массовую популярную культуру причудливыми красками, обогатив мир тысячами узнаваемых маркеров, персонажей, произведений, картин. Только на рубеже XXI века стало вполне естественным примерять на себя новые веяния, тренды, моды и субкультуры, перемешивая их в самых изощренных пропорциях. Здесь взаимовыгодно сосуществуют субтильные фанаты компьютерных онлайн игр и ценители «лампового» VHS с записью трех частей «Назад в будущее». Сегодня одновременно проживают молодые люди, не снимающие очков виртуальной реальности даже для сна, и одержимые 16ти битными приставками «Сега Мега». Этот мир, что мы видим за окном, заставил некоторых погрузиться в дивную музыку NewRetrowave и перечитать ранние книги Стивена Книга. Этот прекрасный, временами антагонистичный мир, в котором ценится фантазия и строгий индивидуализм, требовал художественного выражения. Спилберг, очевидно, искренне желал систематизировать накопленные знания, в щадящем режиме взболтать и спроецировать в кинематографический продукт. Благодаря профессиональным манипуляциям режиссера на экране должна была появиться если не ода/гимн, то, по крайней мере, ностальгическая песня о прежних временах, в которых, априори, ощущались свет и добро; о молодости и юношеском безумии. Но, возможно, что-то пошло не совсем так…

Не сотвори кумира.

Последний раз Стивен Спилберг удивлял (именно меня), наверное, еще в «Искусственном разуме». Но со временем, даже у признанных мастеров, затуманивается разум, теряется, своего рода, профессиональная хватка. Достаточно вспомнить того же Ридли Скота. Поэтому с недавнего времени я не жду от известных мэтров серьезных кинопрорывов. Спилберг всегда остается для меня добротным знаком качества зрелищного, простого для понимания, доброго произведения, которое порой хочется вспомнить (редко — пересмотреть). «Первому игроку приготовится» выпадает из привычного «спилберовского» алгоритма, не выказывая зрителю более никаких знаков внимания, кроме красочного компьютерного пространства «Оазис». Фильм — холоден и равнодушен. Претенциозная конструкция, задуманная объединить все и вся кругом, слегка кренится с первых минут просмотра. Это вполне закономерно, так как намеренное упрощение характеров живых персонажей и их «аватаров» в части поведенческой мотивации, диалогов и взаимоотношений уничтожает тот потенциальный шарм и атмосферу, что создатели могли бы преподнести на экране. Сюжет, методично, как на ходулях, прыгает к ожидаемому финалу. И кажется, что его самоцель — быстрее закончить повествование, а не рассказать некую историю. Впрочем, «Первому игроку приготовится» многое роднит с известными недавними киноисториями о подростках, борющимися с тоталитарными системой/злыми корпорациями в постапокалипсическом недалеком будущем. На плечи юных героев создатели взгромоздили чемпионские обязанности спасти если не весь мир, то хотя бы его цивилизованную часть. Аналогия спилберовского «Игрока» с «Бегущий в лабиринте», «Дивергент», «Голодные игры», думаю, в общих чертах вполне просматривается. И здесь, вряд ли режиссер смог найти какие-то новые оригинальные сценарные приемы. В целом, тема хорошие школьники/плохой злодей в известной мере исчерпана до безобразия. Безусловно, украшением «Игрока» стала несколько насильно навязанная игра в лакмусовые бумажки, раскиданные по всему хронометражу картины. Отсылки к старым фильмам, играм, книгам, персонажам не являются частью повествования и не оказывают никакого на не го влияния. Их можно сравнить с одинокими железнодорожными семафорами, показывающими в заданной последовательности либо красный, либо зеленый свет (в случае фильма — въехал в «мем»/не въехал в «мем», езжай дальше). Для искушенного зрителя, согласитесь, показать гонки на «Делориане» или поместить персонажей в «Сияние» совсем не достаточно.

«Кусочек яблочного пирога, пожалуйста».

На поверку «Первому игроку приготовится» оказался отнюдь не ностальгической отдушиной для дядей 70-80 годов рождения XX века и не откровением для современных подростков начала «нулевых». Пытаясь показать достойную собственную эрудированность, создатели вкатили весь багаж на дорогу заведомо проигрышного направления — очередная борьба молодости со старческим консерватизмом и гедонизмом. Нарочитое упрощение повествования, уходящее порой в полную глупость, и чрезмерно схематичная подача «технологий будущего», граничащих с волшебством, указывает на одно: так выглядит «игроманский» компьютерный мир с позиции пожилого человека. Именно так его представляет дедушка Спилберг. И в этот момент я усомнился, что он компетентен в этом вопросе, при всем уважении.

6 из 10

Источник