Не «Прага», но уже и не «Макдональдс»

Не «Прага», но уже и не «Макдональдс»

Говоря о «Притяжении», велик соблазн скатиться в поиски социальных метафор и аллюзий на реальные события. По поводу картины немедленно возбудились профессиональные русские, а небезызвестный националистический ресурс даже усмотрел целый заговор коварных «многонационалов» против народа-броненосца. Ну да что с них взять, работа такая.

Конечно, отсылки к межнациональным отношениям присутствуют, но не они составляют основное содержание фильма, поэтому не буду ломиться в открытую дверь и остановлюсь исключительно на художественной стороне.

Сам по себе сценарий достаточно сложно назвать изысканным, или хотя бы оригинальным: всё-таки прослеживаются штампы соответствующих американских блокбастеров. Не претендует на новизну сюжет о любви дочери офицера и красавца-врага, который при ближайшем рассмотрении оказывается совсем и не врагом, а «тоже человеком», тысячи историй рассказаны о трагедиях тех, кто против своего желания попал в агрессивный социум.

Однако если бы у сценариев были судьбы, то этот определённо можно было бы назвать везунчиком. Попади он в Голливуд, он лёг бы в основу унылого полуторачасового клипа, который отлично смотрелся бы на выставке достижений компьютерной графики, но с точки зрения искусства кино был бы очередной унылой жвачкой. Имя таким фильмам Легион, и привести перечень подобного кинца как минимум из десяти позиций может каждый, кто имеет доступ к онлайн-кинотеатрам (про торренты не говорю, мы все тут люди законопослушные и нелегальный контент не скачиваем, правда же?).

Однако звёзды сложились так, что история попала в прекрасную оправу, благодаря которой заиграла красками и обрела душу. И заслуга тут, в первую очередь, не уважаемого режиссёра, а блестящих актёров, которых он подобрал.

Россия- страна с театральной культурой, не будет преувеличением сказать, что в нашем кино главным человеком традиционно является актёр. И «Притяжение» служит тому прекрасной иллюстрацией: каждая роль, пусть и не самая сложная, тщательно проработана, каждый характер продуман и прочувствован исполнителем.

В первую очередь, конечно, Саша Петров, который является самым талантливым актёром своего поколения, и никто не убедит меня в обратном. Практически в каждой публикации об этом актёре отмечают его искренность и эмоциональность, которая берёт за душу в любой его работе, даже сериально-комедийной. В роли Тёмы ему удалось показать сложность чувств героя, который, в сущности, получил нож в спину от той, кого защищал грудью. Этого персонажа во многих рецензиях уже аттестовали гопником, но это и так, и не так: да, он простоват и агрессивен, да, можно сказать «пацан». Но ведь он не на пустом месте перерождается в психопата: сначала он столкнулся с угрозой всему, что составляет его жизнь, а потом сперва становится щепкой, которая летит при рубке леса доблестными органами, а потом его променяли. Как бы красиво это не было обставлено, но променяли. И всю эту драму создаёт только он, только Петров. Мало кто смог бы сделать это так ярко и интересно, ни на секунду не скатываясь в мыльную оперу.

Работа Олега Меньшикова интересна тем, что из-под мундира полковника Лебедева периодически выглядывает статский советник Фандорин. Не думаю, что это случайно: Меньшиков слишком тонкий актёр, чтобы стать заложником одной роли. Лебедев- не просто служака, но человек долга, который осознаёт ответственность за происходящее, и принимает этот груз, хотя его тяготит и конфликт с дочерью. Он хотел бы быть хорошим отцом, он во многом им и является. Но его мотивы не понятны девочке-подростку, и барьер между ними даёт трещину только перед лицом опасности. И вновь роль могла быть плоской и неинтересной, если бы не мастерство исполнителя.

Роль пришельца на славу удалась Риналю Мухаметову. Образ получился очень трогательным и ярким. Тут должен сказать, что некоторые вещи, которые сложно сформулировать мужчинам, очень точно схватывают женщины. И когда моя подруга сказала, глядя на сцену в гараже у Юли: «Он похож на котёнка!», я понял, что сам сказать точнее не смог бы: пришелец, знакомящийся с чуждым ему и не очень приветливым миром именно так себя и ведёт, но с каждом шагом становится всё увереннее.

Юля, в исполнении Ирины Старшенбаум, оказывается на пересечении всех линий фильма. Неудивительно, что и роль её оказывается одной из наиболее напряжённых и резких.

Людмила Максакова подтверждает, что не бывает маленьких ролей. Бабушка Люба- участник чуть ли не большей части шуток в фильме, да и образ молодящейся продвинутой бабули подкупает своей узнаваемостью.

Алексей Маслодудов, запомнившийся ролью недотёпы-скинхеда в сериале «Школа», на сей раз выступает в роли совсем уж нелепого парня из компании Артёма, нелепость которого имеет трагические последствия. И тут надо отметить, что новый герой совершенно не похож на Вадика из «Школы», что определённо стоит поставить в заслугу Алексею.

Раскормленный голливудскими красивостями зритель будет, вероятно, рассматривать спецэффекты. У меня такого желания не возникло: сюжет фильма и актёрская работа захватывают достаточно для того, чтобы не заниматься оценкой труда программистов. Однако зрелищности добавляет наша боевая техника: не могу отделаться от мысли, что Министерство обороны решило себя немножко порекламировать. Чего стоят величественное здание Национального центра управления обороной на Фрунзенской и на удивление неубиваемый бронеавтомобиль «Тигр», который выдерживает атаку инопланетной техники и несколько опрокидываний без единой вмятины.

Как и любой фантастический фильм, «Притяжение» изобилует вещами из разряда «ну не бывает же так». И дело, понятно, не в НЛО с инопланетянами, а во вполне обыденных вещах: редкостным кретинизмом представляется идея сбивать странный объект над Москвой, а не где-нибудь в тайге, да и вряд ли комендантом Москвы может стать простой полковник. Но мы ведь не военное дело изучать пришли, а отдыхать, правда же?

«Притяжение»- продукт на экспорт? С большой долей вероятности, да, но такое не стыдно и самим посмотреть, и другим показать.

«Притяжение» не интеллектуально? Несомненно, но оно никем и не позиционировалось как интеллектуальное кино. Не все фильмы должны быть артхаусными, иногда и отдыхать надо.

«Притяжение» не дотягивает до Голливуда? А вот тут- извините. В плане режиссуры и сценария — не уступает, а в плане актёрского мастерства- и дотягивает, и перетягивает.

Резюмируя, можно сказать, что «Притяжение»- картина качественная и во всех отношениях приятная. Положа руку на сердце, у такого сценария шансов провалиться было больше, чем стать достойным фильмом, но прекрасный актёрский состав буквально вытянул его. Простая история снята энергично, с огоньком, ощущения затянувшегося клипа не создаётся, хотя фильм достаточно зрелищный.

«Притяжение» уже стало событием в нашем кино, а в чём-то даже прорывом. Рискну сказать, что этот фильм окончательно выбил почву из-под странного заблуждения, что в России кино делать не умеют.

Мы и раньше знали, что умеют. Теперь знаем, что умеют делать и такое тоже. С голливудской картинкой, но с нашей душой.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ