Настоящие королевы, дорогуша.

Настоящие королевы, дорогуша.

Перед тем, как отправиться в кинотеатр, я намеренно не читал и не смотрел никаких материалов по фильму, с целью получить как можно более непредвзятые и полные впечатления после просмотра. Потому что, как это часто бывает, именно от первоначальных ожиданий будет зависеть и степень вовлеченности по ходу повествования и то настроение, с которым лента отпустит Вас после своего завершения. Но, когда ничего не ожидаешь и никак себя не настраиваешь, результат может оказаться куда более непредсказуемым и даже ошеломляющим. Именно так произошло с картиной «Богемская рапсодия» американского кинорежиссёра Брайана Сингера.

Фильм является музыкальной биографической драмой о жизни одного из самых великих вокалистов-исполнителей в истории — простом парне из Занзибара — Фарухе Булсара, известном, как Фредди Меркьюри — незаменимом участнике такой же незаменимой, как и он, группы «Queen».

Лента охватывает различные периоды жизни знаменитого исполнителя, затрагивая и его становление, как профессионального музыканта и его отношения, как с семьёй биологической, так и фактической — непосредственно самой группой, с его неофициальной женой Мэри Остин, с которой до своей смерти он поддерживал самые тёплые отношения. Также фильм затрагивает безграничную любовь Меркьюри к кошкам, сногсшибательным вечеринкам, беззаботной жизни, в то же время раскрывая и более скрытые стороны личности культового певца.

С первого взгляда может показаться, что столь наполненный событиями и освещаемыми темами фильм будет только проигрывать собственным неуемным амбициям в попытках охватить как можно больше аспектов жизни главного героя за не самый большой промежуток времени длинной чуть больше, чем в два часа. Однако, и что удивительно, в конечном итоге картина не то чтобы проигрывает, а скорее даже выигрывает за счёт подобного подхода или, как минимум, не особо располагает к каким-либо мыслям пессимистического характера в свою сторону. Все события смотрятся вполне гармонично, и что ещё важнее — самодостаточно в контексте рассказываемой истории. Во многом, потому что сами по себе, они не преследуют первоочередную цель раскрытия только индивидуалистической стороны жизни Меркьюри в отрыве от окружающих его близких людей, а опираются именно на взаимоотношения певца с окружением, являясь их причиной, но ни в коем случае не следствием.

Лента наиболее полно стремится уделить внимание каждому из участников группы, не стараясь выдвинуть кого-то конкретного на первый план. И хоть в угоду того, что, как ни крути, личность Фредди априори будет выделяться на фоне того общества, в котором он находится, можно утверждать, что главным образом лента всё же справляется с изначально поставленной перед собой задачей. Каждый из участников группы имеет особый вес в сюжете фильма, никто особо не выделяется, но и не смотрится блёкло на фоне остальных. Потому что «Queen» были самой настоящей семьёй во всех смыслах этого слова. А идея важности семьи в жизни каждого человека является одной из основных в фильме, наравне с такими уже более, чем привычными вопросами, как ценность следования своим мечтам, бремя неопределённости в любви, страх перед огромным миром и страх перед собственным «Я». Фильм умело обращается со всеми этими темами, конечно, не углубляясь ни в одну из них досконально, но и не придавая сомнению их наличие внутри истории в принципе.

Во многом, правда, подобный подход обусловлен и желанием самих участников рок-группы — Роджера Тейлора, Брайана Мэя и Джона Дикона, которые не хотели, чтобы фильм концентрировался только на личности Фредди Меркьюри, как в своё время задумывал ещё Саша Барон Коен, пытаясь создать мрачную историю, обличающую самые тёмные и сумасшедшие стороны жизни лидера группы. Отсюда и появляется не самая крупная, но всё-таки проблема картины. Даже несмотря на несколько замен в режиссёрском кресле и целый ряд крупных сценарных правок, которые скорее только улучшили финальный результат, несмотря на общую равноправную подачу между всеми персонажами, видно, что лента продолжает метаться от желания большей частью раскрыть личность Меркьюри и желанием остальных трёх участников коллектива принять полноценное участие в рассказываемой истории, не всегда стараясь объяснить почему что-то произошло именно так, как произошло.

И как раз в подобной ситуации Брайаном Сингером было принято единственно правильное решение — не пытаться продемонстрировать всю пошлость и разврат жизни знаменитой группы, показывая её не в самом лучшем свете через призму того, чем обычно занимаются рок-музыканты, а сосредоточиться лишь на светлых сторонах их легендарной карьеры. Хоть от этого фильм и может проигрывать в правдоподобности и реализме демонстрируемых событий, и порой казаться даже слегка прилизанным и стерильным, если тут уместно такое сравнение. В картине есть определённые моменты, указывающие и на пристрастие Меркьюри к наркотикам и на его отношения с мужчинами, но это показано несколько завуалировано, без особой концентрации на определённых фактах или действиях персонажей, вследствие чего зритель скорее проникается душевными переживаниями Меркьюри, а не испытывает к нему отвращение. Ведь, что хорошо, картина преподносит его, как запутавшегося в жизни одинокого человека с большим сердцем, а не как лицемерного наркомана-гомосексуалиста, как это было, с позволения, в случае фильма про Высоцкого, за исключением разве, что последнего пункта.

Много говорить о технической части картины не приходиться. Всё поставлено и снято на самом высоком уровне. Особенно подобный эпитет может быть применим к музыкальным номерам, чьё присутствие в фильме вправе в полной мере оправдать любой недостаток. Чего только стоит завершающая сцена концерта «Live AID» 1985 года, только ради которой и можно идти в кинотеатр. Операторская работа Ньютона Томаса Сигела не представляет собой, конечно, ничего сверхординарного, но всё же может предложить несколько шикарных сцен и кадров вкупе с музыкой, берущих за душу и оставляющих глаза на мокром месте.

Ради чего ещё стоит идти в кинотеатр и что в принципе бьёт все возможные полимеры роскоши актёрского мастерства, так это игра Рами Малека, исполнителя роли Фредди Меркьюри. Крайне сильный перфоманс, безусловно достойный номинации на «Оскар». Уникальный случай полного соответствия всех повадок, ужимок и поведения исторической личности, порой сбивающий с толку, в вопросе кто именно находится на экране. Остальные просто очень качественно выполняют свою работу, особо не выделяясь на фоне.

«Богемская рапсодия» — крепко сбитый, хорошо поставленный музыкальный байопик, без доли сомнения достойный внимания не только заядлых фанатов «Queen», но и обычных зрителей. У фильма есть определённые недоработки, но на них никак не хочется заострять внимание, потому что, того, за что стоит хвалить картину — намного больше. И пусть не самая великая, но, тем не менее, это кино — тоже своеобразная эпическая поэма о жизни и творчестве легендарной группы, чьи песни спустя столько лет способны собирать целые стадионы, а вернее, говоря о нашем времени — полные залы кинотеатров.

8 из 10

Источник