Начало

Inception (2010)

Все видят сны — не все готовы поделиться ими с миром.

Кристофер Нолан объединил свою очередную утопическую идею с талантом группы американских актеров. И помножил все это на голливудские технологии, которым сегодня, как показывает практика (то есть фильм «Начало»), подвластно все.

Вор Дом Кобб (Ди Каприо) использует разные (в том числе и не очень аккуратные) способы, чтобы извлечь из подсознания важных людей необходимую информацию. У него и его команды, провалившей очередное задание и состоящей из верного напарника (Гордон-Левитт), архитектора (Пейдж), химика (Рао) и имитатора (Харди), есть только один шанс вернуться к нормальной жизни — пойти на сделку и не извлечь идею, а внедрить ее в голову молодого наследника (Мерфи). Для достижения сверхцели Кобб даже готов стать котом Шредингера — фактически быть живым и мертвым одновременно.

Сны вдохновляли многих режиссеров. Кристофер Нолан, потратив на формулирование идеи 16 лет (из которых 8 — создавался сценарий), показывает собственный сон, который то напоминает кошмарную агонию, то проливается мелодрамой. Все видят сны, но не все готовы рассказать их суть всему миру.

Все действия героев тщательно продуманы (и это очевидно) еще на уровне сценария. Погони масштабны и захватывающи, сны до ужаса реальны, а реальность трудно перепутать с вымыслом. В погоне за истиной (которая напоминает Белого кролика из «Алисы»: появляется в самых неожиданных местах и быстро убегает, махнув хвостом) остается мало места на эмоции. Словом, Нолан создал героев с идеальным поведением: они без паники находят выходы из любого форс-мажора и способны разложить метафизическую «кучу-малу», как уравнение, на простые составляющие, пока сны и реальность не начали накладываться друг на друга, как костяшки домино. И главное, с начала картины понятен ее ход, но это не делает «Начало» менее интересным: трюк, который не сработал бы с любой другой картиной. Персонажи истории похожи на обреченных: одним не дает начать обычную жизнь долг, другим — любопытство.

Наши глаза и наш мозг не до конца видят всю реальность. Очевидно вроде бы, но для человеческого мозга — невероятно. Собственно, вся фабула «Начала» построена на этой аксиоме. Чтобы оторваться от реальности, люди используют разные (зачастую запрещенные) методы. Нолан поставил под сомнение собственное реальное существование, как и существование в реальном мире всего человечества довольно безопасным способом — снял об этом кино.

Уверенность в том, что все мы живем, любим, ходим на работу, едим и спим в реальном мире, уменьшается прямо пропорционально развитию сюжета. У «Вечного сияния чистого разума» Гондри появился довольно серьезный масштабный конкурент, который при многомиллионном бюджете, многоуровневых снах, тонне спецэффектов и сюжетной навороченности умудряется сохранять некую камерность.

К моменту, когда зритель только начинает увязать в сюжетной топи, режиссер, как кукловод, ловко дергает за ниточки, и все происходящее снова кажется простым и ясным. Иллюзия это, или «Начало» — действительно история, лишенная подтекста, режиссер как страстный любитель головоломок и фокусов эту «тайну» не выдаст. Как и не скажет, упадет «волчок» главного героя или так и будет крутиться в идеальном мире по идеальной поверхности идеального стола.

Как Аронофски в свое время назвал «Фонтан» своим величайшим творением, а культовый «Реквием» — лишь пропуском к нему, так и «Начало» Нолана похоже на самый личный и самый важный его проект. «Темный рыцарь» же стал своеобразным зеленым светом, открыв продюсерам глаза, а режиссеру — дорогу. Другое дело, что даже из проектов, кажущихся второстепенными, режиссер-перфекционист умеет сделать «конфетку».

Очевидное невероятное: Нолану удалось создать авторское кино с масштабом и бюджетом блокбастера.

Источник.