На безрыбье

И давайте я вам сразу скажу, что мне понравился «Ла-Ла Ленд», но груз разочарования перевесил впечатления. Фильм совершенно не оправдал оценки массового зрителя и оскаровских номинаций. Хотя я уже давно с оглядкой отношусь и к первому и ко второму.

«Ла-ла Ленд» действительно не мюзикл в чистом виде, процент немузыкальных сцен здесь слишком высок. Но всё же рекламируется он по всему миру именно как мюзикл, поэтому мы будем предъявлять к нему требования и в соответствии с этим жанром.

1) Нет хита. Почти каждый знаковый мюзикл «Золотого века», любой продукт MGM известен хитом, оставшимся в веках. После просмотра «Ла-ла Ленда» в памяти не осталось ни одной песни. Просто ни одной. Только после случайно попавшегося на глаза списка саундтреков я вспомнил довольно милый и до боли схожий со многими другими мотивчик «City of Stars». Хитов у «Ла-ла Ленда» нет в том числе и потому, что он до неприличия стилизован, а копия редко бывает лучше оригинала. Свой стиль у «Ла-ла Ленда» проявляется только в отдельных моментах режиссуры Шазелла.

2) Средний уровень танцевальной и вокальной подготовки исполнителей главных ролей. Как к прежде всего драматическим актёрам у меня и к Гослингу и к Стоун большое уважение. Всё таки они — это те, которые в первую очередь играют, а потом уже в качестве дополнительных навыков поют/танцуют. А не наоборот. Но здесь мы опять приходим к жанру. Если судить по высшему театральному счёту, то в аналогичный мюзикл на Бродвее ни Гослинг ни Стоун могли бы кастинг просто не пройти, т. к. там куда большее значение уделяется именно хорео и вокальной подготовки исполнителей. В кино у режиссёра гораздо больше возможностей по-режиссёрски прикрыть актёров, которым даже петь вживую не надо. Но и эти возможности не безграничны.

Песенки все из разряда «как бы уместиться в одну октаву», голоса обоих не то, что слабые, они еще и без диапазона. Да, интонационно всё выдержано чётко, тембры приятные, но попадание в ноты, вычищение в наше время — это работа студии звукозаписи. Опять-таки соглашусь, что предъявлять мюзикловые, эстрадно-джазовые или оперные требования к драматическим актёрам не всегда справедливо, но актёр на то и актёр, что умеет сделать выступление запоминающимся и за счёт других качеств. Есть масса примеров из совершенно разных песен от «I wanna be loved by do you» Монро, до «Moon River» Хёпберн когда чисто актёрское исполнение признавалось лучшим в истории. Уникальная подача, обыгрыш, эмоция, тембр — приёмов очень много. Однако вангую — ни одна из песен в исполнении Гослинга или Стоун не войдёт в историю, как вышеперечисленные

Читал, что ребята брали дополнительные уроки хореографии и степа. Что ж, либо у Гослинга изначальная подготовка лучше, либо он меньше халтурил на этих уроках. Он, конечно, далеко не Фред Астер, но Эмма — тем более не Фред Астер. Степует она посредственно, хореографические линии её не выдержаны, не дотянуты. Даже на постере — у Гослинга всё более-менее чётко, а у Стоун поза в раскорячку.

3) Актёрские недостатки двух главных исполнителей.

Да, Шазелл много указывает на «золотой век» и даже французское кино 60-х. Но позвольте, ни в Гослинге, ни в Стоун абсолютно нет ничего от стати и породы героев того времени. Шазелл льстит себе и им, когда называет их классической голливудской парой.

Райан Гослинг выглядит как парень, который мог бы работать садовником в поместье Джина Келли. Ставить имя Эммы Стоун рядом с кем-то вроде Катрин Денёв даже неловко. Нет, она абсолютно не убедительна в роли дивы. До конца фильма так и осталась для меня амбициозной продавщицей в кофейне.

Гослинг ходит большую часть фильма фактурной частью декораций. В очках. Если его эмоциональная и даже мимическая атрофированность в «Драйве», например, была к месту и даже рождала некий загадочный образ, то в «Ла-ла Ленде» она в лучшем случае оставляет безразличным, в худшем — начинает бесить. Лишь в действительно грандиозном финале у Райна в глазах виден сильный внутренний монолог.

Поэтому если танцевальный баттл он у Эммы выигрывает, то актёрский — проигрывает в чистую. Стоун, конечно, профессиональна до мозга костей. Это тот уровень, когда актёру чем меньше слов, тем лучше. Некоторые сцены с ней можно смотреть без звука, и смысл будет абсолютно понятен. Другое дело — обаяние. Другое дело — ракурсы.

В актёрской кино-технике есть масса своих нюансов. К примеру, известно, что достаточно немного поменять угол наклона головы, и ты будешь нести уже совершенно другой образ. Есть сторона лица выгодная, есть невыгодная. Есть золотой ракурс, а есть противопоказанный. На пробах сейчас порой доходит до курьёза, когда актёр, вместо того, чтобы тратить время на подготовку к сцене, тратит его на объяснение оператору, с какого ракурса лучше не снимать. В идеале он должен довериться режиссёру. Увы, Шазелл успевает показать все возможные невыгодные ракурсы и без того довольно специфического, явно не классической красоты лица Эммы Стоун.

Она чертовски обаятельна, когда провоцирует героя Гослинга, когда соблазняет и даже временами, когда танцует и поёт. Но все эти страдания, нелепая история и песенка про тётушку в Париже не просто не идут Эмме, они её откровенно старят в кадре. В таких сценах её лицо превращается в кислятину.

4) «Рыхлый» сценарий.

Вот нет плавности у истории «Ла-ла Ленда». Нету. Она словно пациент, то приходящий в сознание, то отключающийся. Она не развивается по восходящей траектории, не развивается по синусоиде перипетий. Эмоциональные куски соседствуют с проходными, градус напряжения некоторых сцен не приводит к их кульминации, а скорее искусственно понижается. Финал поистине хорош, да тоже не дотянут.

В этом смысле Шазелл режиссер очень сильно выиграл у Шазелла-сценариста. Особенно к художественной, постановочной части вопросов нет: картинка Ла-Ла Ленда сочится цитрусовыми красками, музыкальные номера не оригинальные, но сделаны на высоком уровне. Особенно здорово, конечно, Шазеллу удаются переходы из фантазии в реальность, из сна в явь. Несмотря на некоторую приземлённость и то, что это действительно не полноценный мюзикл, местами «Ла-ла Ленд» поистине волшебен. Жаль, что мест этих не так много.

Предполагаю, на «Оскаре» ждёт большой успех. Голливуд в последнее время любит фильмы о себе любимом, а качественные музыкальные картины сейчас вообще редкость. Думаю, неадекватно завышенные оценки «Ла-ла Ленду» объясняются именно этим — у него очень мало конкурентов в своём жанре и сравнивать из современников почти не с кем. А на безрыбье и рак рыба.

8,5 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ