Мы не знаем, что происходит. Вы просто арестованы.

Мы не знаем, что происходит. Вы просто арестованы.

Как говорил герой одного известного линчевского фильма: «Мы живём в странном мире». Сложно с этим не согласиться, посмотрев «Процесс». Ещё можно добавить, что мир этот безумен и беспощаден. Как человек, которому творчество Кафки было почти не знакомо, я нашла роман и экранизацию весьма занимательными, но на фоне собственного интереса к происходящему, не могла не заметить, что чем больше углубляюсь в произведение, тем больше раздражения оно у меня вызывает. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что раздражение это вызвано не романом, а тем, что конкретно книга/фильм доносит до читателей/зрителей. Удивительно, насколько актуально смотрится работа 1925 года в современных реалиях, и насколько актуально она продолжит смотреться в будущем. Увы.

Краткий анонс к фильму передаёт всё его содержание. Фактически дальше первоначальной информации сюжет не разворачивается. Есть некий приговор, есть некий процесс, есть главный герой, который на протяжении двух часов отчаянно пытается справиться с абсурдностью ситуации. Пытаясь самостоятельно разузнать детали своего ареста, он встречается с совершенно разными людьми, но всё, что получает в итоге — это осознание собственного бессилия; понимание, что жизнью руководят загадочные неуправляемые массы, сопротивляться которым в одиночку бесполезно. Система нерушима, пока все её винтики работают исправно.

В какой-то момент я даже задумалась, а уж не виноват ли герой? И не имеет значения, в чём именно. Будь то преступление или проступок. Персонаж погряз в душевных терзаниях, и ведь можно по-разному их трактовать. Чувство вины или давящая неопределённость? В самом начале действа мне казалось, что всё это розыгрыш или умелый спектакль, поставленный с целью выбить какое-то признание. Но чем дальше заходил герой, тем меньше я считала случившееся забавным недоразумением, начиная по-настоящему ужасаться происходящему. И что самое удивительное, в какой-то момент мне стало совершенно наплевать на предположительное наличие вины у арестованного. Что бы ни было на самом деле, все заслуживают справедливого суда. Но здесь суд представляет собой нечто омерзительное, а сам процесс является чистым беспределом. Судить просто за то, что он может быть в чём-то виноват? Неужели этого достаточно для того, чтобы сломать человеку жизнь, сломать самого человека? Кафка демонстрирует наглядно — всё возможно. Не знаю, как это не может вызывать раздражение… И не знаю, как всю эту нелепость окружающей действительности не сравнивать с тем, что происходит в современном мире. Это не просто кино, это не просто роман — это нечто большее, философские рассуждения о пропасти, в которую нас всех затягивает год за годом. И, может, поэтому тема актуальна сейчас — мы медленно и обречённо идём ко дну.

Финал нравится и не нравится. С одной стороны, жалко, испытываешь искреннее сочувствие. С другой же… да лучше так, чем играть по правилам системы. Лучше так, чем целовать руки и унижаться перед всякими звеньями чиновничьего аппарата. Лучше так, чем становиться убогим стадом, не понимающим, что оно себя не спасает, а закапывает всё глубже и глубже. Лучше так…

Отдельно бы выделила превосходную игру Кайла МакЛоклена и Энтони Хопкинса. Хопкинса, кстати, не первый раз вижу в церковных одеяниях и не первый раз отмечаю, что образы священников ему придают какой-то особый мистический шарм. Музыка и городские пейзажи прекрасно подходят картине. Да и вообще весь фильм очень собранный и отлично передаёт атмосферу романа.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ