Мистер Джонс

Mr. Jones (2013)

Метамонстр

Молодая парочка Скотт и Пенни — люди творческие, а потому перманентно ищущие приключения на свои органы жизнедеятельности, но, к сожалению или к счастью, пока не находящие их в том виде, в каком им они желательны. Но однажды все изменится. Отправившись в уютную хижину в лесу, чтобы начать сньемки документального фильма о прелестях природы, Скотт и Пенни невольно сталкиваются с таинственным соседом, которого все зовут просто Мистер Джонс. И истинная его сущность окажется намного кошмарнее даже самых смелых предположений.

За плечом у американского сценариста Карла Мюллера есть всего лишь один фильм, сделавший его имя более-менее известным в кругах независимых кинематографистов — камерный постапокалиптический триллер «Разделитель» 2011 года от режиссера Ксавье Ганса, сумевший очень быстро завоевать культовый статус, вызвав огромную полемику как среди зрителей, так и специалистов. В своей же полноценной дебютной режиссерской работе, фильме «Мистер Джонс» 2013 года, впервые широко представленном публике в рамках Трайбеки, Мюллер решил, используя нехитрый набор привычных жанровых клише и стилистику псевдодокументального кино, обратить свой взор к хоррорам как таковым, в их классическом исполнении зловещих «историй у костра», рассказанных с неимоверным увлечением.

Будучи прямым порождением таких лент в своем жанре, посвященных ужасам лесным и сельскохозяйственным, как «Пугала» Уильяма Уэсли, «Ночь пугала» Барра, «Тыквоголовый» Уинстона, «Мистер Джонс» тем не менее не является наглым подражанием и откровенно вторичной, слабой и малоудачной копией, имея в своем активе крепкую режиссуру, а также немаловажное умение создать впечатляющую атмосферу и интригу, не раскрывая все карты вплоть до финала, который, впрочем, окончательным не будет. Медленно, но неумолимо зритель будет погружаться в кошмар, которому внятного объяснения не будет толком, ибо инфернальный сюрреализм начнет править бал. Тьма опутает своей тягучей паутиной домик в лесу, а таинственная фигура в черном не отпустит никого из случайных путников без своего ужасного подарка.

Начавшись очень тривиально и даже пресно в своей невыразительной стандартизированной одномерности, очень скоро «Мистер Джонс» не оставит и камня на камне на привычных жанровых клише, которые Карл Мюллер играючи разрушает, превратившись из банальной страшилки, коей фильм успешно притворяется, в мощный концентрированный хоррор, нисколечки не стесненный рамками детского рейтинга, ибо кто есть таков загадочный мистер Джонс зрителям придется догадываться самостоятельно, буквально продираясь сквозь густые заросли галлюциногенно-наркотических и завораживающе-гипнотических видений, на выходе представляющих из себя сложносочиненный набор символов и метафор с множеством их трактовок. Не дух ли лесов Мистер Джонс, мстящий современным неразумным представителям «человека разумного», вовсю эксплуатирующим природу? А, может быть, он сама Природа, Бессмертный Отец, породивший все, что нас окружает? Его способы подавить человека хитры и изворотливы, это насилие без крови, мощный психологический террор, построенный не на логических умозаключениях, а на темной логике сна. Сна, который дарует всем жертвам Мистера Джонса каждый его странный подарок. Сна, который уже не отпустит никогда. Сна, погружающего в Ад.

Потому попытки понять сущность загадочного лесного господина Джонса уже изначально обречены на провал, ибо нельзя понять то, чьей частью ты не являешься и никогда не будешь, ибо ты уже абсолютно далек от природы как таковой. Скотта и Пенни не интересуют красоты леса, им важен сам фильм. И чем меньше они будут пытаться постичь природу самого мистера Джонса, тем больше есть шанс для них спастись от закономерного наказания за эгоистическое и собственническое отношение к природе. И хотя извечные правила большинства фильмов ужасов никто не отменял, «Мистер Джонс» в финале оставляет еще больше вопросов, нежели ответов, лишь слегка сместив акценты зла в сторону добра, которое не всегда носит белое.

Источник