Melancolie, dulce melodie.

В этом году украинский кинематограф пестрит количеством лент, вышедших на экраны, жанровым разнообразием и, конечно же, качеством материала, которого не смели ожидать даже самые ярые кинооптимисты. Первооткрывателем осеннего сезона премьер стал фильм известного отечественного режиссера Олеся Янчука, зарекомендовавшего себя за всю свою карьеру, как борца с исторической пропагандой и несправедливостью. В далеком 1991 году он снял фильм «Голод-33», став первым, кто осмелился затронуть голодомор в кинематографе, и лучшим, ибо другого, который бы превосходил творение Янчука еще не сняли. Также по мотивам книги «В вихре борьбы» Олесь снял кино об еще одной запретной теме, Украинской Повстанческой Армии, и, закрыв свой послужной список «Владыкой Андреем» (2008), исчез из мира украинского кино, чтобы через десять лет вернуться и восстановить репутацию еще одного украинского государственного деятеля — Симона Петлюры.

Сюжет ленты повествует о годах, проведенных Петлюрой в столице Франции, будучи в эмиграции. Выдуманный создателями дневник, в который главный герой записывает воспоминания о своей деятельности в Украине, — это такой себе драматургический прием, благодаря которому зрителя время от времени переносят из Парижа в Украину, дабы он смог лично увидеть то, что борьба за независимость страны велась не только с врагами, но и с украинцами, которым независимость виделась по-другому. О том, что дневник Петлюры выдуманный, зрителя не предупреждают нигде. На протяжении всего хронометража голос за кадром цитирует якобы Симона, приписывая реальному персонажу слова, признания и сожаления, которых он сам так и не успел высказать. Конечно, прием этот популярный и часто используемый, но в биографической ленте, где достоверность — это главное, он немного лишний.

Сценарист «Тайного дневника» Михаил Шаевыч объяснил, что цель фильма — изменить направление мыслей тех людей, кто привык думать, что Петлюра был разбойником, бандитом и антисемитом. Наверное, именно поэтому главный герой предстает на экране этаким меланхоликом, гуляющим по улицам прекрасного Парижа (привет «синдрому Эйфелевой башни») и предающийся воспоминаниям. Но даже в своих воспоминаниях Петлюра выглядит спокойным, уравновешенным, часто бессильным и вялым, что никак не вяжется с образом человека, чья политическая активность била фонтаном. Единственный момент, где он повышает голос, была ссора с зачинщиком антисемитских погромов, и, конечно, хотелось бы, чтобы таких моментов было больше; видеть борца, а не отчаявшегося.

Для Сергея Фролова, исполнителя главной роли, это был дебют в большом кино. Красивый мужчина с интеллигентной внешностью, он ровно и профессионально смотрелся во всех эпизодах. Евгений Нищук, игравший в представлении «Момент любви», созданному по рассказу Владимира Винниченка, в «Тайном дневнике» играет самого Винниченка, который конфликтовал с Петлюрой. К сожалению, их вражда тут не показана полностью, но антипатия проглядывается. Команду Нищуку составили коллеги по театру: Богдан Бенюк, Тарас Жирко, Александр Заднипровский — все они давно признанные мастера своего дела, не требующие никаких комментариев. Своим участием они поднимают фильм на высший уровень, показывая, что легко могут покорить не только театральную сцену, но и большой кинематограф.

Один изъян, который падает отпечатком на всю картину, это её ритм. Это то ощущение жизни режиссером, его внутреннее состояние и отношение к герою, что задают фильму определенную стилистику и являются его главными определителями. К сожалению, после просмотра «Тайного дневника Симона Петлюры» чувствуешь себя так, словно прочел статью в Википедии. Нам показывают много событий, но мало эмоций, и порой кажется, что фильм этот документальный, где за цель берутся не чувства, а факты. Но данная лента позиционирует себя как историко-биографическую, а главное задание байопика — это дать возможность зрителям заинтересоваться изображаемой личностью, понять и сопереживать ей, чего в «Тайном дневнике» не происходит. Суд над Шварцбардом, который занимает добрую четверть экранного времени, также выбивается из общей формы повествования, потому что не принадлежит к воспоминаниям Петлюры, логически не имевшего возможности присутствовать на суде над своим убийцей. Глупо было бы утверждать, что снять фильм в жанре «биография» очень просто. Это целая жизнь знаменитого человека, которую нужно поместить в два часа хронометража, и каждый волен для себя выбирать, что в жизни той или иной персоны ему важнее.

Тем не менее, «Тайный дневник Симона Петлюры» — это качественное и, как никогда раньше, актуальное кино. Это напоминание о прошлых ошибках и предостережение к будущим, это жизненный путь важного человека и восстановленная справедливость. Смотрите и оценивайте.

6 из 10

Источник