Мастер и Маргарита

(мини-сериал) (2005)

Вторая попытка

Перед нами вторая отечественная экранизация романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Но она была показана раньше чем экранизация 90-х, которая затерялась к тому моменту и всплыла только в 2006 году. Сериал Владимира Бортко признали лучшей экранизацией романа. Творческая элита в журналисткой и литературной сферах строчила этому сериалы оды. Но является ли телесериал Бортко шедевром? Я определенно считаю, что нет.

Итак, сюжет: действие происходит в 1920-1930-е годы в сталинской Москве и в годы жизни Иисуса Христа в Ершалаиме. Мастер с гениальным озарением описал последние дни жизни Спасителя в своем романе о Понтии Пилате, за который поплатился свободой. Его тайная возлюбленная Маргарита готова на сделку с дьяволом, лишь бы спасти Мастера. В это время некто Воланд, посетивший Москву со своей свитой, наводит ужас на обывателей. Но в мире, где укоренилось зло, и засела нечистая сила, проделки сатаны, окрашенные искрометным юмором, оборачиваются возмездием за людские грехи и пороки.

Когда наши киноделы забраковали экранизацию 1994 года, интерес у режиссеров к «Мастеру и Маргарите» как-то поутих. Лишь только в 2001 году режиссёр Владимир Ботко, широко известный любителям отечественных сериалов, объявил о начале работы над этим телесериалом. Опыт экранизации булгаковских книг у режиссера уже имелся: в 1988 году он выпустил на экраны знаменитое «Собачье сердце», которое зрители восприняли с восторгом. Но Бортко сильно хотел экранизировать «Мастера и Маргариту». И вот, мечта сбылась. Как только об этом узнала тогдашняя литературная элита, она стала говорить, что Бортко покажет всем, как надо воплощать на пленке творчество Булгакова. И многие после премьеры убедились, что показал. Я же считаю, что не показал, и на то есть несколько причин.

Первая и самая главная причина — это театральность сериала. Он больше похож на спектакль, по крайней мере, у меня при просмотре возникала именно такая ассоциация. Слишком уж бутафорски воспринимались и декорации, и Ершалаим, и не совсем натуральная игра некоторых актеров.

Также явно сказался на качестве картины так называемый «серильный формат». Продюссировал данное кино телеканал «Россия», который является «отцом» многих сериалов для домохозяек. И вся экранизация буквально пропитана духом вот этого сериального «мыла», аля «Институт благородных девиц».

Сыграл здесь свою роль и плохой подбор некоторых актёров. Режиссер явно делал ставку на надоевшие всем лица попсовых звёзд. Он пригласил в свой сериал Безрукова, Нагиева, Анну Ковальчук и Илью Олейникова. И если последний хоть как-то справляется со своей задачей, то остальные просто торгуют лицом на экране. Ну вот скажите мне, какой из Нагиева, этого прапорщика Задова, Иуда? Внешне он совершенно не подходит на эту роль и играет аналогично. То же самое касается и Безрукова, который воспринимался не как Иешуа, а как известный актер Сергей Безруков. Не более того. В результате, на Пилатовых главах можно поставить крест. У Ковальчук также получилось нечто невыразительное. Конечно, по сравнению с игрой Анастасии Вертинской в экранизации 1994 года, ее игра смотрится нормально, но это только «по сравнению» и не более того, так как Маргарита получилась весьма пресной.

Теперь о том, что понравилось. Это, несомненно, музыка. Ведь композитор здесь — сам Игорь Корнелюк. Музыка сделана мастерски, и именно с ней у меня ассоциируется «Мастер и Маргарита». Также понравилось и большинство актёров. Александр Абдулов, Владислав Галкин, Олег Басилашвили, Александр Адабашьян, Роман Карцев… Перечислять этот список можно долго. Все они замечательно справились с поставленной задачей. Особенно Александр Абдулов, Коровьев которого получился именно таким, каким я его и представлял, читая роман.

Итог: экранизация получилась средней. В ней есть и множество плюсов, и множество минусов. Как знать, может быть, мы еще увидим более лучшую картину по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

7 из 10

Источник.