Кровавая руконожка

Российские прокатчики все фильмы про уличные гонки с криминальным уклоном называют «Форсаж». Похоже, все индонезийские боевики они решили называть «Рейдом». Даже на постере нового фильма Кимо Стамбола и Тимо Тьяджанто указали «от создателей обоих Рейдов». И ведь не солгали! Исполнителя главной роли и в самом деле можно считать «создателем» фильма. Ико Уайс — актер, сыгравший главные роли и в дилогии Гарета Эванса и в фильме «Headshot» (таково его оригинальное название). Правда крутой спецназовец Рама и потерявший память, но все равно крутой, Ишмаил имеют такое же отношение друг к другу, как кошка к собаке. В смысле при встрече могли бы подраться… или подружиться, а так…

Тем не менее «Рейд: пуля в голове» наследует традиции обоих «Рейдов» Гарета Эванса (кстати, заявлено о третьем «Рейде», и это будет реальное, сюжетное продолжение второго). «Headshot» — это традиционный, даже олдскульный азиатский боевик с гипертрофированным насилием, с эстетским изображением хлещущей крови, рваных ран и сломанных костей, с максималистским членовредительством в качестве сюжетообразующей линии. Следует заметить, что после многолетних усилий голливудских боссов сделать кинобоевики приемлемыми для просмотра детишками от 13 лет, зрители успели соскучиться по настоящему мочилову. Наверное поэтому, вышедший в 2011 году «Рейд» сразу же стал культовым. И как любой культовый фильм он вызвал волну подражательства.

«Рейд: пуля в голове» скроен по тем же лекалам, недаром не только прокатчики, но и критики сравнивают его с предшественником:

«Headshot» действительно жестокий боевик, полностью удовлетворяющий нашу тягу к подобному зрелищу, вызванную «Рейдами» Гаррета Эванса. (Alex Lines, Film Inquiry, 8 марта 2017);

Костоломный и кровопролитный индонезийский боевик, главный актер которого тот же самый, что и в «Рейде», а сам фильм выглядит как вырезанные из него сцены. (David Ehrlich, indieWire, 2 марта 2017);

Это смертельно опасное упражнение в индонезийском боевом искусстве с участием харизматичного Ико Уайса («Рейд», «Рейд 2»), живой, насыщенный действием фильм — определенно не для брезгливых, и не для для тех, кто только что пообедал. (Cary Darling, Fort Worth Star-Telegram/DFW.com, 1 марта 2017)

Ико Уайс не только актер, он чемпион по национальным единоборствам и постановщик боев. Вместе со своей командой он ставил хореографию боев и сам же выполнял трюки. Так что с этим в фильме все в порядке: исполнители демонстрируют фантастическое владение телом. В ход идут самые разнообразные подручные материалы от ножа до табуретки, реализма во всем этом мало, зато смотрится отменно: «Это картина с первоклассной хореографией боев, соответствующей таланту их исполнителей.» (Wendy Ide, Screen International, 28 февраля 2017)

Мало поставить бои, надо их еще и качественно снять на пленку. Оператору Юнусу Пасолану это почти удалось. Критики восхищаются красивостями: «Камера является звездой „Headshot“, превращая обычные кровопускания и побои, во что-то брутальное, напряженное и захватывающее.» (Ross McIndoe, The Skinny, 21 февраля 2017). Но например Jamie Healy (Radio Times) назвал работу с камерой упражнением в излишестве. Оператор, словно добросовестный ученик, впихнул в ленту все освоенные им приемы работы. Камера то припадочно трясется, имитируя ручную псевдодокументальную манеру съемки, то замирает в навязчивом слоу-мо.

Еще одно слабое место фильма Кимо Стамбола и Тимо Тьяджанто это сюжет. Гарет Эванс в своем первом «Рейде» благоразумно вынес его за скобки. В самом деле, какой там может быть сюжет! Группа спецназа проводит рейд по зачистке здания от бандформирований. Дальше — чистый адреналин без рассуждений. Стамболу и Тьяджанто этого показалось мало для оправдания двухчасового насилия. Они захотели привнести в простой боевик глубину и драматизм. Не надо было этого делать. Мало того что сюжет бредовый (мировое зло похищает мальчиков, чтобы превратить их в послушные машины для убийств), мало того, что диалоги примитивны, так еще по ходу действия у нормального зрителя возникают вопросы, мешающие этим действием наслаждаться. Например, как может человек с прострелянной головой, только что очнувшийся в больнице и мучающийся от болей, с такой лихостью укладывать в штабеля те самые специально обученные машины для убийств? Причем ежедневно и в массовом количестве. Ико Уайс не самый опытный драматический актер, и когда от него не требуется выполнения боевых трюков, это становится особенно заметно. Так что в такие моменты фильм провисает, а зритель начинает думать о том, что хронометраж можно было бы без ущерба сократить.

Окончательный вердикт выносит фильму Chase Whale (Film Threat, 3 марта 2017): «Уайс выкладывается на 110%. Он создает джазовое шоу для своей аудитории и никогда ее не разочарует. Тем не менее, его шарма и убийственной хореографии боевых сцен не достаточно, чтобы спасти «Headshot».»

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ