Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

Хроника стремительно меняющегося мира кино и осторожные прогнозы на ближайшее будущее. Сколько теряют кинотеатры? Что будет, если отменят Канны? Что ждет стриминг?

Новости об отменах и переносах всего на свете продолжают поступать ежедневно. Пока что не понятно, когда кончится кризис, но в киноиндустрии уже начинают подсчитывать возможные убытки и искать пути решения проблемы. Наряду с авиацией, туризмом и общественным питанием кино — та сфера экономики, которая из-за нового коронавируса и всеобщего карантина пострадает особенно сильно.

Закрытие кинотеатров

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

Фото: Getty Images

Кинотеатры полностью закрыты в Южной Корее, Японии, Италии, Франции, в США работает только 20% залов. Уже уик-энд 13—15 марта в американском прокате стал худшим по общей прибыли за почти 20 лет, с сентября 2000 года, когда цена доллара (и, соответственно, билета в кино) была совсем другой. Несмотря на три новых фильма в широком прокате, индустрия заработала за три дня всего 55,3 млн долларов (для сравнения: в первый уик-энд февраля только первая десятка релизов принесла в целом более 64 миллионов). И вот уже на этой неделе закрылись двери всех крупных сетей мультиплексов, а новых релизов в пятницу, 20 марта, не планируется вовсе.

В России закрылись все площадки, подведомственные Минкульту. В остальных кинотеатрах столицы введено ограничение на продажу билетов — не более 50 штук на сеанс. В кинотеатрах городской сети «Москино» отменили все бесплатные мероприятия. В других городах также вводят ограничения на посещение залов — к примеру, продают только половину зала, так чтобы зрители сидели через кресло.

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

«Бладшот»

В России именно кинотеатры — главная пострадавшая сторона, считает Александр Нечаев, главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика»: «Еще до введения ограничительных мер со второй половины марта фиксировалось падение посещаемости, особенно это стало заметно в уик-энд, когда вышел „Бладшот“ (12 марта). Все аналитики прогнозировали ему кассу на уровне 200 млн рублей, а он собрал в российском прокате 160 миллионов. А в начале этой недели, 16—17 марта, посещаемость российских кинотеатров упала вдвое — с 405 000 человек в день до 208 000».

Перенос фильмов

Голливудские студии отложили прокат потенциальных хитов: «Не время умирать» о Джеймсе Бонде, «Мулан», «Тихое место 2» и «Форсаж 9»; последней жертвой стала «Черная Вдова» — тентпол Marvel со Скарлетт Йоханссон (полный список всех отмененных из-за эпидемии релизов и мероприятий можно посмотреть тут). Этим дело, скорее всего, не ограничится, ведь каждый фильм, перенесенный на осень, спровоцирует перенос одного осеннего фильма на зиму или на 2021 год.

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

«Не время умирать»

Каждая перемена планов будет стоить студиям денег. Сообщают, что на «Не время умирать» будет потеряно 30—50 млн долларов, на «Тихом месте 2» — около 30 миллионов. Общие убытки Голливуда пока оцениваются в 17 млрд. — и это если коронавирусный кризис закончится не позже мая.

Переносы начались еще до распространения инфекции в Америке, из-за прекращения всякой общественной жизни в Китае, второй в мире стране по числу киноэкранов. Пик китайского проката приходится на Новый год по лунному календарю, который в этом году начался 25 января — к этому моменту эпидемия уже накрыла КНР. В 2019 году общий китайский бокс-офис в одни только праздничные выходные достиг 360 млн долларов, а за 2020-й было продано билетов всего на 238 миллионов.

В последние дни в Китае регистрируется очень мало новых случаев заражения, но страна опасается второй волны коронавируса, так что жесткие ограничения в общественной жизни сохраняются. Кинотеатрам разрешено возобновить работу, но с очень большими ограничениями: зрители обязаны указывать полное имя и адрес при покупке билетов; кинотеатры обязуются продавать не больше половины мест и регулярно дезинфицировать залы. Вероятно, что-то подобное ждет и западные страны, когда пик эпидемии пройдет (хотя регистрация с именем и адресом выглядит как типично китайское нововведение, в Америке такое ввести не получится). Но большинство китайцев, согласно опросам, не пойдут в кинотеатры, пока вирус на территории страны не побежден окончательно.

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

«Стрельцов»

В России тоже все плохо. «Март и апрель для российского проката будут провальными, — прогнозирует Нечаев. — В марте остались только релизы независимых компаний, в апреле правда есть «Стрельцов», которого официально пока не сдвигали. При этом отличные сборы января и февраля давали надежду на то, что как минимум первый квартал будет одним из самых успешных в современной истории российского кинопроката. Сейчас уже очевидно, что прогнозы не сбудутся. В то же время для релизов независимых дистрибьюторов сейчас сложилась хорошая ситуация. В расписании не будет нового «Джеймса Бонда», но будет комедия «Мой шпион». Впрочем, у мейджорского релиза аудитория шире, чем у релиза независимых компаний. Поэтому рост сборов у независимых релизов, конечно, не покроет убытки кинотеатров».

Шансы для стриминга

Как ни странно, даже в такой ситуации могут быть и выигравшие, а именно телевидение и стриминг. Кино всегда было великим утешителем в трудные времена, вряд ли сейчас будет иначе, тем более что нужно же чем-то заполнять дополнительный досуг. В том же Китае из кинотеатров в онлайн перенесли две крупнейшие новогодние премьеры — комедии «Выход жирного дракона» и «Затерянные в России». Компания «Хуаньси» выложила «Затерянных в России» 24 января для бесплатного просмотра, фильму удалось всего за несколько дней собрать 600 миллионов просмотров (население Китая — 1,39 миллиарда человек) и привлечь новых подписчиков. Universal уже выпустила «Тролли. Мировой тур» не только в кинотеатрах, но и на онлайн-площадках, вскоре после премьер на стриминг отправились «Человек-невидимка», «Эмма.», «Охота», а также «Харли Квинн» и «Джентльмены».

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

«Тролли. Мировой тур»

Если кризис затянется, нельзя исключать, что подобная судьба ждет, например, «Черную Вдову» или того же «Бонда», и окончательная победа Netflix над кинопрокатом окажется еще ближе. Даже во Франции, где кинотеатры имеют огромные законодательные преференции, уже идут разговоры о том, чтобы отменить знаменитое трехлетнее окно между прокатом и релизом на видео или хотя бы приостановить это правило. А  европейское правительство уже обратилось к стриминг-платформам с просьбой не показывать видео высокого разрешения, чтобы не создавать лишней нагрузки на интернет. Поэтому не факт, что на время эпидемии онлайн-кинотеатры станут полноценной заменой настоящим и смогут навсегда изменить привычки зрителей.

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

«Черная Вдова»

Как-то очертить перспективы стриминга в карантинные месяцы смогут результаты онлайн-проката «Троллей». Но сработает ли такая модель в России, даже если она окажется эффективной для Америки? «Мы уже видим, как российские онлайн-кинотеатры объявляют или бесплатный доступ, или условную плату за подписку. — говорит Нечаев. — Но конкретные цифры роста стриминга спрогнозировать сложно. Если официально будет введен карантин как минимум в городах-миллионниках, я думаю, что трафик будет ощутимо большой. Что касается онлайн-премьер, думаю, китайская модель в России точно не сработает. Сейчас все ждут, когда фильмы можно будет вернуть в кинотеатры, чтобы продавать на них билеты».

Заморозка съемок

Проблемы у киноиндустрии будут не только из-за кинотеатров. Остановлено производство большинства заметных проектов — съемки «Бэтмена», «Фантастических тварей 3» и «Последней дуэли» Ридли Скотта и сиквела «Аватара» (про который все и так забыли), подготовка к съемкам новой «Миссия: невыполнима» в Венеции, одном из крупнейших очагов нового коронавируса. Страдает и телевидение: в Новой Зеландии поставили на паузу производство сериала Amazon по «Властелину колец»; приостановлена работа над всеми проектами Netflix.

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

«Бэтмен»

Такие меры принимают не только в Америке и Европе, но и в остальном мире. В Индии, к примеру, болливудские профессиональные объединения договорились остановить производство 19 марта. Все это, разумеется, означает не только срыв сроков, но и денежные убытки. Студии, связанные контрактными обязательствами, обязаны платить гонорары основным творческим кадрам даже на время простоя. Фрилансеры-исполнители же рискуют на время остаться без работы и, соответственно, без доходов вместе с кассирами кинотеатров и киномеханиками. Американские профсоюзы говорят о сокращении 120,000 рабочих мест во время эпидемии.

Впрочем, унывают не все. Например, Тимур Бекмамбетов продолжает съемки своего авиа-боевика «Фау-2. Побег из ада» дистанционно: производство картины ведется в павильонах «Ленфильма», а сам продюсер следит за ними из Москвы с помощью платформы Microsoft Teams.

Отмена фестивалей

И, конечно, один за другим отменяются кинофестивали — от крупнейших в Америке («Трайбека» и SXSW) до смотров местного значения. Очевидно, что в условиях Франции, где сейчас запрещены собрания более ста человек, не состоится и главный в мире Каннский кинофестиваль, запланированный на середину мая. Дирекция до сих пор молчит, но, по сообщениям прессы, официальное заявление готовится и будет обнародовано в скором времени.

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

Красная дорожка Каннского кинофестиваля

«Каннский кинофестиваль отменялся и раньше, — говорит Андрей Плахов, почетный президент FIPRESCI и обозреватель газеты „Коммерсантъ“. — Первый фестиваль отменили 1 сентября 1939 году в связи с началом Второй мировой войны, он состоялся спустя 7 лет, в 1946-м. Потом был кризис 1968 года, который затронул и Каннский, и другие фестивали. Но из того кризиса кинематограф и фестивали вышли, хотя он был очень серьезным и во многом изменил траекторию фестивального движения. Но нынешняя ситуация абсолютно новая, беспрецедентная. Все привыкли к тому, что существует некий годовой цикл, в который вписываются как вехи Каннский фестиваль, Венецианский фестиваль и некоторые другие события. Конечно, их отмена будет большим ударом по индустрии».

Также беспокойство вызывает отмена форума «Российский кинобизнес», который был запланирован на середину апреля. — добавляет Нечаев. — Это ключевое событие для российской индустрии, которое пришло на смену кинорынкам в 2019 году».

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

Апрельский рынок телеконтента MIPTV был отменен уже давно, но если в нем участвуют в основном большие компании, для которых такой сбой будет менее болезненным, то на майский кинофестиваль рассчитывали многочисленные независимые прокатчики и студии. Для них пропуск огромного Каннского кинорынка будет тяжелым ударом: именно там каждый год находят дистрибьюторов независимые фильмы и арт-кино со всего мира.

В лучшем случае фильмы, которые должны были отправиться в Канны, окажутся на больших осенних фестивалях типа Торонто и даже Сан-Себастьяна (а то и Венеции, если эпидемию в Италии удастся быстро победить). Сами Канны сохраняют хорошую мину при плохой игре: масштабное событие с бюджетом в 32 млн евро оказалось не застраховано от форс-мажоров, но администрация уверяет, что средств хватит дотянуть до следующего года. Перенос на осень (по примеру телевизионного фестиваля Canneseries, обычно параллельного MIPTV) фестиваль не рассматривает.

О проведении эрзац-фестиваля онлайн, как в случае с SXSW, который даже собирается виртуально раздать призы, в Каннах тоже не может быть речи. Все последние годы фестиваль поддерживал традиционную модель кинопоказа в зрительном зале даже ценой конфликта с Netflix. К тому же Канны — это не только бизнес-мероприятие, но и символическое событие, без звезд на красной дорожке фестиваль потеряет свою идентичность.

Коронавирус и кино. Как эпидемия испытывает индустрию

«На фестивалях, если они вернутся к осени, усилится борьба за одни и те же фильмы, а некоторые за это время утратят актуальность, так называемую девственность, — поясняет Плахов, уверенный в том, что нынешний кризис фестивалей хоть и случайность, но закономерная. — Произойдет невероятная путаница. Налаженный цикл, складывавшийся десятилетиями, будет сломан. Каковыми окажутся последствия, можно только гадать. Но очевидно, что они потребуют перемен в целом в фестивальных институциях. Может быть, фестивальное движение в его нынешнем виде вообще прекратит свое существование. Ведь старая структура фестивального да и коммерческого проката во многом себя изжила. Это видно по целому ряду признаков. Мы переходим в другую эпоху — „карантинного“ и виртуального интернет-проката». Действительно, независимые дистрибьюторы уже рассматривают возможность проведения виртуального кинорынка в случае отмены Канн.

Что дальше?

Зависит в первую очередь от самого нового коронавируса и эффективности мер, которые против него принимаются. Делать точные прогнозы никто не рискует. Но индустрия уже начала искать пути выхода из кризиса. Влиятельный «Клуб европейских продюсеров» в Париже представил план из десяти пунктов, который должен помочь компаниям расплатиться с сотрудниками и не обанкротиться. Среди предлагаемых мер — прощение налогов, участие государства в погашении страховок (ведь страховые компании применяют пункты о форс-мажоре) и компенсации за простои кинотеатров. Российская Ассоциация владельцев кинотеатров уже сделала соответствующий запрос премьер-министру Михаилу Мишустину (кинотеатры просят, в частности, о снижении налогов и о предоставлении им кредитных каникул). Можно ожидать, что часть нагрузки ляжет на владельцев недвижимости, которым придется списывать арендную плату (новых арендаторов в здание кинотеатра найти все равно не получится). В любом случае спасение утопающих не может стать делом лишь самих утопающих. Не только в кино, но и вообще в ситуации пандемии.

Андрей Карташов, Тимур Алиев