Комедийно-драматический роуд-муви

Комедийно-драматический роуд-муви

«Зеленая книга» — американский комедийно-драматический биографический фильм режиссера Питера Фаррелли. Прежде всего, хочется отметить, как Питер Фаррелли умело рассказывает историю путешествия по южным штатам известного пианиста Дона Ширли и его водителя Тони Валлелонга. Эта картина на всем своем протяжении смотрится с огромным интересом и неослабевающим вниманием. Она настолько вовлекает в происходящее, что зритель напрочь забывает об окружающем мире, и когда фильм заканчивается, хочется немедленно отправиться на повторный сеанс.

Питеру Фаррелли удалось сделать живое кино благодаря прекрасной гармонии и отличному балансу всех компонентов фильма: сценарию, актерской и операторской работам. В этой связи очень обидно не увидеть Фаррелли в номинации на режиссерский Оскар. Ведь именно в этом и заключается работа режиссера, в создании цельного продукта, без перетягивания одеяла в ту или иную сторону.

Выверенный сценарий был написан Ником Валлелонгой, Брайаном Хэйесом Карри и Питером Фаррелли. Каждый второстепенный герой, каждое событие и каждая деталь возникает не просто абы как, а служит конкретной цели, логически объясняется и имеет свое завершение. Все ружья, что висят у Фаррелли, к концу картины обязательно выстреливают. Будь то счастливый камень Тони Болтуна или история с пистолетом. К тому же лично мне очень понравилось большое внимание сценаристов к мелким деталям. А ведь именно детали и мелочи украшают ту или иную историю.

Великолепная игра Вигго Мортенсена (я буду рад, если Вигго получит Оскар) и Махершала Али не была бы столь великолепной, не будь образы их героев так тщательно выписаны. Больше всего поражает герой Мортенсена — Тони Болтун. Мортенсен будто и в жизни такой же рубаха-парень, который любит поболтать, да вкусно поесть. Мне такие герои вообще импонируют гораздо больше, чем все остальные. Несмотря на тяжелую жизнь, человек всегда с оптимизмом смотрит на вещи, радуется тому, что есть и полностью отдается своему делу. К тому же именно ему удается не просто приободрить Дона Ширли (Махершала Али), но и заставить того взглянуть на себя со стороны.

Оператором выступил Шон Портер, который не делает ничего гениально и при этом снимает не что-то там свое собственное, а четко следует концепции фильма. Например, одним простым кадром, где Тони Болтун выбрасывает стаканы, из которых только что пили чернокожие сантехники, в мусорное ведро, нам показывают отношение Болтуна к афроамериканцам. И подобных сцен, вырисовывающих характеры главных персонажей в картине предостаточно.

Хочется отметить и художников-постановщиков, которые наполнили картину преимущественно зелеными и синими цветами. Счастливый камень Тони Болтуна, отделка некоторых мотелей и, разумеется, сама природа в виде лесов и полей. Наконец, чего только стоит Cadillac Deville лазурного цвета?! Отмечу и другую любопытную деталь. Фильм начинается с солнечных ярких дневных сцен, а по мере приближения к финалу мы зачастую наблюдаем дождь и темное время суток. Ну, а завершается картина рождественским чистым белым снегом. Кто-то может сказать, что нечто подобное уже было в истории кино и будет абсолютно прав. С другой стороны будь это так легко, снимать хорошее кино по шаблону, мы бы не видели столько проходных и ужасных фильмов, появляющихся на свет каждый день. Питер Фаррелли хоть и не привнес ничего нового, смог сделать прекрасную картину, возможно даже лучшую картину прошлого года (впрочем, совсем скоро мы это узнаем).

Говоря о «Зеленой книге» нельзя не затронуть тему расизма, которая не просто присутствует в фильме, но даже вынесена в название. «Зелёная книга» — не что иное, как краткое название ежегодного путеводителя для чернокожих автомобилистов, который издавался в США с 1936 по 1966 год, первоначально под полным названием «Зелёная книга негритянского автомобилиста». Однако в фильме, расовая дискриминация не подвергается осуждению, как например, в том же «Черном клановце» Спайка Ли (который, кстати, поборется на Оскаре с «Зеленой книгой» за звание лучшего фильма года), а лишь преподносится как факт, ведь действие картины разворачивается в 1962 году. Поэтому «Зеленая книга» — прежде всего картина о человеческих взаимоотношениях, предубеждениях, мироощущении, изменении и обретении себя настоящего. И уж только после всего этого, эта картина о расизме. При этом назвать фильм социальным, политизированным или конъюнктурным язык не повернется. Ну, а лично мне «Зеленая книга» запомнится, как прекрасное и милое роуд-муви с элементами ретро, которое хочется смотреть снова и снова.

9 из 10

Источник