Колония Дигнидад

Colonia (2015)

Вилла Бавария

В 1973 году в Чили произошел кошмарный государственный переворот, в результате которого было свержение законного правительства, коалиции Народное единство и отстранение от власти президента-социалиста Сальвадора Альенде. Результатом народных волнений стал приход на пост президента генерала Аугусто Пиночета, впоследствии превратившегося из народного освободителя в одного из самых кровавых диктаторов 20 века. Трудно найти человека, который бы не знал этого имени и по крайней мере краем уха не слышал, что же происходило в Чили около 50-ти лет назад. Однако для большинства современников остаются совершенно неизвестными кошмары, творившиеся в «Колонии Дигнидад», также известной под названием «Вилла Бавария». Организация, предполагающая благотворительную и общеобразовательную деятельность, была создана в 1961 году бывшим санитаром вермахта Паулем Шеффером, иммигрировавшем из Германии в Чили, дабы избежать вполне реального наказания за свои преступления в военное время. Прибыв в Южную Америку, Шеффер добился уникальной возможности создать коммуну со своими собственными законами. Власть Чили не распространялась на «Виллу Бавария», а ее лидер имел право вершить в ее стенах свое собственное правосудия, вовсе не страшась последующего возмездия. Несмотря на вполне демократичный, прилежный устав, «Вилла Бавария» не деле представляла из себя тюремный лагерь площадью более 17 тысяч гектаров, окруженный колючей проволокой и башнями с автоматчиками. Руководство Чили закрывало глаза, но то, что происходит в «Колонии Дигнидад», ведь туда на трудовые работы можно было отправить любого неблагонадежного гражданина, который скорее всего никогда не выберется в цивилизованный мир. До конца трудно поверить в то, что подобные места существовали на планете после окончания Второй мировой войны, однако это вполне реальная историческая данность, от которой так просто не скрыться. И тем не менее мировое сообщество обязано знать ошибки истории, дабы подобное не происходило в будущем. Многочисленные научные труды, документальные ленты и программы — это лишь часть материалов, раскрывающих суть «Виллы Баварии». Гораздо важнее прочувствовать, что же именно ощущали люди, попавшие под влияние Пауля Шеффера, демона в человеческом обличии, не стесняющего вершить насилие как над пожилыми, так и детьми.

Знаменитый «оскароносный» режиссер Флориан Галленберг, получивший заветную награду за пронзительный короткометражный фильм «Я хочу быть…» никогда не искал простые сюжеты для собственных проектов. Возможно поэтому его фильмография не пестрит десятками картин, развлекающих неприхотливую публику. Выбирая каждую историю, Галленберг основательно взвешивает плюсы и минусы, берясь только за ту работу, в которой можно раскрыть важные проблемы общества, преподав зрителям урок. Многие маститые коллеги режиссера не захотели браться за столь неоднозначную тему, как преступления Пауля Шеффера, потому что боль прошлых событий до сих пор не затихает и представляет из себя незаживающую рану. И все же Флориан Галленберг не смог стоять в стороне от этого ужаса и поставил, пожалуй, самую сильную картину в своей карьере, озаглавленную как «Колония» (в отечественном прокате — «Колония Дигнидад»). Понимая, что простым развлечением подобная история никак не окажется Галленберг пригласил на ведущие роли исключительно мощных драматических исполнителей, старающихся выбирать сложные проекты, в которых есть возможность как следует раскрыть свой талант. Таким образом в «Колонии Дигнидад» оказались Эмма Уостон, Даниэль Брюль и Микаэл Нюквист, которых мы неоднократно видели в дорогостоящем голливудском кино, однако они не раз доказали, что непростое драматическое кино нуждается в них не меньше, чем красочное кино, завязанное на спецэффектах.

Что же касается самого сюжета, то он переносит нас в те самые бурные события, происходящие в Чили во времена военного переворота Аугусто Пиночета. Главной героиней этой истории становится молодая стюардесса по имени Лена (Уотсон), прибывшая навестить своего возлюбленного парня Даниэля (Брюль) в Южную Америку. Будучи немецким журналистом, Даниэль помогал действующей власти бороться с заговорщиками, однако его стремлениям не суждено было сбыться. Вместо того, чтобы сохранить свободу и справедливость, Даниэль становится жертвой тайной полиции и после продолжительных пыток, способных сломать любого, отправляется в «Колонию Дигнидад», дабы на самом себе ощутить нескончаемый религиозно-садистский кошмар, способный продлиться десятилетиями. Не в силах смириться с утратой любимого, очаровательная Лена вынуждена решиться на поступок, который от нее никто не ожидал. Симпатичная девушка примеряет на себя образ скромной монахини и самолично отправляется в «Колонию Дигнидад», чтобы стать частичкой религиозного общества безумия, руководимого ужасающим пастором Паулем «Пием» Шеффером (Нюквист). Стараясь быть как можно незаметней, Лена тем не менее попадает в водоворот жестокости и маниакального садизма, изо дня в день наблюдая за тем, как подручные Шеффера издеваются над заключенными. Окончательно убедившись в том, что «Вилла Бавария», это далеко не то место, которое стоит называть благотворительной организацией, Лена выстраивает сложный и опасный план побега. Реализовать его очень сложно, однако каждый день пребывания под началом Шеффера приближает неминуемую погибель.

Жестокими откровениями и болью «Колония Дигнидад» проникает в сознание зрителей, заставляя ощущать все то, что переживали жертвы Шеффера на протяжении долгих 40-ка лет, пока существовала его садистская тюрьма. Режиссер не собирается играть со зрителем в игры, он показывает насилие таким, каково оно есть. При этом «Колония Дигнидад» старается не концентрироваться на натуралистичном кошмаре, потому что фильм не относится к какому-нибудь рядовому слэшеру. Это драма, неподдельная и ужасающая, завязанная на борьбе человеческих характеров с деспотией, неподдающейся пониманию. Чем дальше заходит повествование, тем тревожней становится на душе. Флориан Галленбергер без зазрения совести окунает зрителя в переживания не только Лены, но и прочих случайных героев. Может быть мы не особо ознакомлены с их характерами, да и особого внимания предыстории тех или иных жертв Шеффера не уделяется, но все же никто, ни за какие провинности не заслуживает на те наказания, которые уготовлены им в «Колонии Дигнидад». Организовав закрытую коммуну, Пауль Шеффер почувствовал себя высшим существом. Он считал себя непогрешимым пастором, наставляющим на путь истинный грешников. С таким человеком невозможно вести адекватный разговор, потому что он сам стал верить в собственное сумасшествие, правя на своей территории болью, религиозным давлением и сексуальной ненасытностью, направленной в первую очередь на детей. Противостоять такому человеку, да еще и хрупкой девушке, коей является Лена, практически невозможно. Но там, где грубая сила не пройдет, всегда остается место для надежды и смекалки. Внешне слабая, неуверенная в себе героиня, разорвет шаблоны и станет тем лучиком света, который способен уничтожить тьму в лице режима боли и садизма Пауля Шеффера.

В итоге хочу сказать, что «Колония Дигнидад», это жесткое, бескомпромиссное зрелище, способное поразить до глубины души даже тех зрителей, которые уже успели повидать самые откровенные кошмары. Иногда настоящая история способна поразить куда больше, чем самая изощренная выдумка.

10 из 10

Источник