Капитан Марвел здорового человека

Капитан Марвел здорового человека

На первый взгляд, Шазам — типичный продукт Золотого века комиксов, когда супергерой был могуч, бесстрашен, носил цветное трико и не отличался какими-либо выраженными слабостями. За эталон в то время отвечал Супермен, на которого было принято равняться. Сам Шазам возник в далекие 1940-е в головах Билла Паркера и Чарльза Бека, работавших на издательство Fawcett Comics, и задумывался как неуязвимый сверхсильный герой под кодовым именем Капитан Марвел. Позже, однако, как было отмечено, ввиду проволочек с авторскими правами, персонаж был переименован, Fawcett Comics перестало существовать, а герой перебрался к DC, где стал невероятно популярен. И если Супермен боролся с различного рода космическими агрессорами, то Шазаму досталась магическая епархия и целый сонм злодеев-колдунов и существ из других миров. Но даже не сфера деятельности выделяла Шазама из когорты аналогичных героев, а то, кем был персонаж в своей не-супергеройской ипостаси. А был он обыкновенным подростком-сиротой, становившимся взрослым и сверхсильным мужчиной после произнесения волшебного слова. Это было настолько необычно для супергероев того времени, что читателя всем сердцем полюбили наивного и доброго здоровяка Шазама.

Как же так получилось, что при такой богатой и яркой истории, герой получил полнометражный дебют только сейчас? Отчасти, виной тому стали кассовые сборы фильмов Марвел о Стражах галактики, Черной пантере и прочих менее раскрученных персонажах. Осторожные боссы Warner опасались вкладываться в героя, которого зритель не знал, но успех конкурентов доказал — при грамотном подходе и толике смелости выстрелить может даже малоизвестный герой.

И, пожалуй, самым смелым решением студии было назначить на должность режиссера Дэвида Ф. Сандберга, знакомого киноманам по серии любительских, но невероятно атмосферных короткометражных хорроров на YouTube и полнометражного «И гаснет свет» (в основе которого, к слову, так же короткометражка Сандберга). Менее подходящей кандидатуры для съемок семейной супергероики придумать, кажется, сложно. Но Уорнеры уже не первый раз ломают шаблоны и нанимают талантливых хоррормейкеров на работу. За Джеймсом Ваном так же не числилось высокобюджетной фантастики, и все же «Аквамен» сорвал кассу и стал самым прибыльным фильмом киновселенной DC.

В основу сюжета полнометражной адаптации легли каноничные мотивы происхождения супергероя из более поздних комиксов издательства, в частности ран именитого Джеффа Джонса. Юный сирота Билли Бэтсон (Эшер Энджел) оказывается в загадочной пещере, где встречает волшебника Шазама (Джимон Хонсу), ищущего себе преемника, чтобы передать свою силу и обязанность защищать мир от происков сверхъестественных сил. Билли в магию не особо-то верит, да и волшебником становиться не хочет — ему бы отыскать родную мать, да избавиться от очередных опекунов. Но на горизонте уже маячит страшная угроза — завистливый и жестокий доктор Таддеус Сивана (Марк Стронг), вступивший в сговор с демонами Семи смертных грехов, намерен во что бы то ни стало заполучить силу Шазама себе и не остановится ни перед чем, чтобы достигнуть намеченной цели. Юному Билли придется взвалить на себя непосильную ношу и стать могучим супергероем, чтобы дать отпор злодею и не дать Грехам погрузить мир в хаос. Но для начала не помешало бы разобраться с целым ворохом новообретенных суперсил.

«Шазам!» первая семейная комедия о супергерое в линейке фильмов DC/ Warner, расширяющая границы существующей киновселенной. При этом, не смотря на огромное количество отсылок на предыдущие фильмы серии, фильм Сандберга выглядит максимально самостоятельной работой, что позволяет оценить историю и тем, кто комиксами не увлекается. Отчасти подобный подход роднит «Шазама!» с Дэдпулом — здесь так же прослеживается определенная сатира на супергероику как жанр и фильмы DC в частности. Только если Дэдпул не стесняется выдавать едкие и саркастичные замечания по поводу и без, то «Шазам!» отличается здоровой и добродушной самоиронией.

Закари Левай неожиданно гармонично вписался в образ Шазама, буквально завоёвывая любовь и внимание зрителей. Образ подростка в теле здорового накаченного мужика со сверхспособностями, кажется, стал его билетом на вершину голливудского Олимпа и трамплином для нового витка в актерской карьере. Не отстают и молодые актеры в лице Эшера Энджела, играющего Билли Бэтсона, юную версию супергероя, и Джека Дилана Грэйзера в роли сводного брата Билли — Фредди Фримана. Грэйзер и Левай выдают по-настоящему динамический дуэт, полный взаимной химии, и становятся настоящим украшением истории. Собственно, картине Сандберга вообще повезло с юными дарованиями — фактически все сводные сиблинги главного героя яркие и запоминающиеся личности. И это не станет неожиданностью для тех, кто знает о Шазаме по комиксам, в которых братья и сестры Билли Бэтсона стали неотъемлемой частью его приключений.

К слову, тема семьи всегда была важным мотивом в киновселенной DC. Начиная юным беженцем с умирающей планеты, обретшим новый дом и семью у четы пожилых фермеров через мрачного мстителя, стерегущего покой жителей родного города в результате детской травмы от смерти родителей. Даже такие далекие, казалось бы, от людских страстей и переживаний амазонка Чудо-женщина и атлант Аквамен не избежали семейных дрязг — у одной дядюшка горит желанием развязать мировую войну, у второго — тёрки с братом за трон. Но именно тема семьи делает богоподобных героев DC доступными и понятными зрителю.

Традиционно для первого сольного приключения нового героя сценаристы выбирают злодея со схожими способностями, чтобы сыграть на контрасте и показать разницу между ними. Архиврагом Шазама является Черный Адам — носитель аналогичных сил, перешедший на темную сторону. Черного Адама в картине Сандберга мы не увидим, его место занял доктор Сивана, роль которого досталась Марку Стронгу. Это типичный ученый-маньяк, одержимый магией и силой, главной мотивацией которого стала идущая из детства обида на всех, кто считал его никчемным и слабым. Такая себе мотивация для взрослого дядьки с ученой степенью, ну да не станем винить в этом Стронга. Актер, как всегда, блестяще отыграл свою партию, показав этакого циника и мизантропа, алчущего признания. Задумывавшийся как аналог Лекса Лютора для Супермена, доктор Сивана в киновселенной DC получился большим Лютором, чем Джесси Айзенберг в «БпС».

Не пытаясь выглядеть как большой эпический блокбастер о супергероях, смещая акценты на семейную комедию и волшебное приключение, «Шазам», неожиданно, выигрывает и смотрится свежо и добротно в своём формате. В то время, как картины из конкурирующей вселенной пытаются придерживаться квоты на юмор, «Шазам» делает это легко и непринужденно, шутки попадают в цель и не кажутся вымученными. Пожалуй, теперь, после кассового успеха сольных приключений Чудо-женщины и Аквамена, можно смело заявлять, что студии нашли золотую середину для своей киновселенной и идут верным курсом.

8,5 из 10

Источник