«Как Родина прикажет»

«Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!»

Сергей Павлович Королёв.

Все, кто имеет отношение к Космосу — романтики. Они вглядываются в звёзды, не сводят глаз с неба, словно пытаются найти там, в этом необъятном и неизведанном то, что даст ответы на все вопросы. А если и не даст, то, быть может, с их помощью станет более понятным.

Таким романтиком был Гагарин, преодолевший все страхи, взлетевший в неизведанное и показавший всем нам, что оттуда, из этого океана тьмы, наша планета удивительна и прекрасна.

Таким романтиком был Королёв, прошедший лагеря, включённый в «расстрельный» список, но неизменно тянувшийся к звёздам, создавая то, что до него не удавалось создать никому.

Таким романтиком был и Алексей Леонов, выгнанный из собственного дома вместе с братьями и сёстрами после репрессии отца. Но и он тянулся к небу, к его свободе и покою.

Все они — люди сильные, и при этом, создающие впечатление очень светлых и открытых людей. Вспомните улыбку Гагарина, которая стала даже для нас, поколения «пепси-колы» чем-то очень родным и близким. Мне кажется, что именно такие люди могли любить небо настолько, чтобы не бояться прикасаться к нему первыми.

Я ждала этот фильм. Я люблю картины о Космосе. Я, как обычный мечтатель, вглядывающийся порой в безграничный океан Вселенной и ищущий там ответы на вечные вопросы, хотела найти и в этом фильме ответ на вопрос: «Есть ли граница страха?»

Оказалось — нет. Страх есть, но границ у него нет. Есть страх запускать не совсем готовый корабль с живыми людьми на борту, есть страх не полететь в Космос из-за травмы ноги, есть страх разжать кулаки и оттолкнуться от корабля. Но при этом — у страха нет границ. Нет этого ощущения, что «Всё, не могу и не буду». Тут скорее: «Не могу, но буду».

И корабли буду отправлять, и ногу буду лечить, и кулаки буду разжимать. И всё потому, чтобы выполнить приказ. И здесь не слышится что-то плохое в этих словах: «Как Родина прикажет». Да, приказывает она порой устами полусумасшедших людей, но приказывает таким людям, которых не испугать внезапно раздувшимся скафандром или впервые проведённой ручной посадкой космического корабля.

История, знакомая нам с детства — Алексей Леонов и Павел Беляев. Два разных характера, два разных человека, выполняющих одно задание — взлететь 18 марта 1965 года с Байконура на корабле «Восход-2» и выйти в открытый космос. Сделать это впервые. Оттолкнуться от корабля, чтобы быть соединённым с ним лишь тросом. Словно выйти из чрева матери и остаться на несколько секунд соединённым с ней пуповиной. А потом обрести жизнь. Такую новую жизнь получил и Алексей Леонов, покинувший чрево корабля, чтобы остаться в истории, как первый человек, побывавший в открытом космическом пространстве.

Но историю про то, как раздулся скафандр и как Леонов не мог зайти обратно в СССР решили забыть. Как и историю о том, как вручную сажал корабль Павел Беляев. Как сутки они сидели и замерзали возле капсулы корабля где-то под Пермью, пока их не обнаружили спасатели. Но жив Леонов, живы и другие люди, готовившие «Восход-2» и космонавтов к старту. Они то и решили показать наконец-то всё, что случилось за эти 26 часов, которые космонавты провели вдвоём в крошечной кабине космического корабля.

Это фильм о настоящих героях. Героях в правильном значении этого слова. О храбрых и несколько сумасшедших людях, ломающих уставы, плюющих на приказы. При этом старающихся до последнего сделать всё то, что от них ждут, осознавая ответственность не перед отдающими эти приказы, а перед теми людьми, которые будут потом и придут на их смену.

Это сила профессионализма. История науки и любви к профессии, когда внештатные ситуации не вызывают истерики, а лишь заставляют мозг думать быстрее.

Это сила актёрского мастерства. Этот фильм вроде бы о Леонове и Беляеве. Об их силе и выдержке. Но для меня он стал фильмом, где я впервые увидела настоящий характер Королёва. Каким невероятным здесь вышел Сергей Павлович Королёв в исполнении Владимира Ильина! Какая подтаявшая глыба смотрит на нас с экрана! Это уже надломленный жизнью человек, изнурённый бесконечными приказами и страхами за жизнь людей, за которых он брал ответственность, посылая их на недоработанном корабле туда лишь для того, чтобы первыми не добрались американцы. Королёв проживёт меньше года после того, как Леонов и Беляев совершат свой легендарный полёт на «Восходе-2»…

После смерти Королёва СССР свернут «лунную» программу. Мы так и не побываем на Луне даже спустя 51 год… Словно со смертью Королёва исчезло и желание покорять Космос дальше, и желание бороться. И «время первых» прошло. Пришло время вторых, третьих, четвёртых. А их имена уже мало кто знает.

Королёв мечтал покорить Космос. Мечтал покорять планеты, изучать их, ступать человеческой ногой на все доступные нам поверхности во Вселенной. Но этот гениальный романтик умер в возрасте 59-ти лет. Вслед за ним умерли и Юрий Гагарин, едва отметивший 34-ый День Рождения и Павел Беляев в возрасте 44-х лет.

Эпоха романтиков была завершена. Остался Леонов, который смог рассказать всё то, что случилось 18-19 марта, чтобы по его рассказам создали фильм, на который хочется идти, который хочется смотреть, который захотелось пересматривать.

«Время первых» закончился. Люди неспешно встают. Играет прекрасная песня на стихи Роберта Рождественского, а меня не покидает чувство, что закончилось что-то великое. Потому что первые — это те, кто делает и создаёт историю, а вторые лишь проходят по протоптанной дорожке.

Но остаётся надежда, что придёт и новое время для тех первых, кто отправится покорять Марс, кто раздвинет границы Вселенной для маленького человека. Этого хотел Королёв. Этого хотел каждый из тех, кто взлетал в неизвестность, чтобы оторваться от гравитации и повиснуть. А после взглянуть через иллюминатор и увидеть планету оттуда, откуда не видно ни войн, ни слёз, ни боли. А лишь красивое полотно из океанов, морей, горных хребтов…

Браво Миронову и Хабенскому.

Отдельное браво Ильину.

Фильм получился крепким, как здоровье Алексея Леонова.

P.S. Лишь один момент меня смутил — нигде не упоминалось имя Юрия Быкова, снявшего большую часть фильма.

10 из 10

«Надеяться всегда нужно на лучшее. Нет веры? Выдумайте её. Нет героев? Создайте!»

Алексей Архипович Леонов

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ