Как экшн-фильмы убивают драму

Как экшн-фильмы убивают драму

Фильм рассказывает об основных этапах становления и развития карьеры и личной жизни участников группы Queen как отдельно, так и как единого целого, начиная от их места встречи, вплоть до одного из самых значимых событий в истории музыки — благотворительного фестиваля Live Aid.

Повествование затрагивает события 70-80-ых годов, и первый возникающий вопрос: не приложил ли к фильму руку Дисней? Антураж довольно грязного времени на удивление напоминает Букингемский дворец. Весь фильм обошелся без крови и пота, а тернистый путь главных хитмейкеров человечества больше походит на свежезаасфальтированную дорогу. Как уже было подмечено многими, революционная своенравная группа Queen, отвергающая концепт вечного шаблона и повторяющейся формулы, получила фильм, который больше напоминает современную поп-версию их главного гимна от молоденькой копии Бритни Спирс, чем рок-оперу в блестящем обтягивающем костюме. И самое смешное здесь то, как в фильме осуждают этот подход, а затем тихо как мышки следуют ему, обходя риск затеряться в бокс офисе. Три классически отчерченных акта крутятся вокруг переживаний фронтмэна группы Фредди Меркьюри, и как по часам долбят по зрителю, забивая гвоздь катарсиса поглубже в голову.

Встреча Queen, как и все события в угоду хронометража, происходит как по волшебной палочке. В жизни есть место случайности, и именно этим фильм от нее и отличается — лишь моментами в горе случайностей вырисовывается реальная жизнь. Группа собирается за 4 минуты, продюсер находится за 5, но вот заглавную композицию создатели считают нужным крутить все шесть — очевидно потому, что боятся зрителя, который что-то не поймет и настрочит, какой фильм сложный и непонятный в последующей рецензии после просмотра. Но так ли зритель глуп? Фильм не был заявлен мюзиклом, поэтому покадровое цитирование (копирование) клипов и живых выступлений, многие из которых есть в открытом доступе в интернете, лишено всякого смысла.

Вирусный нынче посыл принятия себя идет связующей красной нитью через весь фильм. В начале Фредди (тогда еще Фарух) — лишь чужак. У себя в семье, в новой стране, в модной тусовке. Зубастый парень нигде не может найти себе место. Даже наедине с самим собой, он будто бы не в своей шкуре. И лишь верные друзья тремя мотивирующими фразами к концу фильма таки вытягивают Фредди из кокона непонимания себя к принятию того, кем он стал. И это одна из главный проблем персонажа — виноваты все, но не он. Его бесправность давит на пожалейку, не давая понять, что движет им на самом деле. Создатели не смотрят в душу Фредди, не смотрят за мотивами ребят. Они подают фильм-хит, как тот самый ненавистный продюсер из их же сценария, и боятся поставить на рисковый вариант.

Творцы рисуют под строгим надзором голливудского калькулятора, а на табло у него уже давно застарелая формула: больше масла в попкорн и в огонь. Написание самых знаковых для всей популярной музыки песен было как переключение передач под взрыв для Вина Дизеля — своеобразный спецэффект. А события происходящие между — лишь паровозик, перевозящий героев из пункта «мы написали первый хит» до «мы написали второй», и так до самого конца. Мыслительный процесс и связь теста песен с эмоциональным фоном персонажей здесь показывается единожды — когда Брайан Мэй ставит бит для «We will rock you», а в остальном Фредди просто смотрит на лист. Почему он пишет то, что пишет? Не важно. Слушатели все равно поймут свое. Зачем ему опера на рок альбоме? Не важно. Он эксцентричный иностранец, этого достаточно.

В истории восхода уникального и пробивного Фредди замени его на современницу Мадонну, или The Beatles или Супермена, и мало что изменится — герой отдает последнее в первом акте, получает все в начале второго, зазнается к третьему и перебарывает всех, вся, а главное себя, к третьему.

Так же из-за неопределённости авторов чего же они хотят от фильма: драмы, комедии или мюзикла — получилось обилие жанров и подходов к подаче персонажей: наверное, единственное и совсем не положительное сходство с пресловутой рапсодией. Создатели не дают драме разгуляется, они боятся отпустить зрителя, постоянно похлопывая его по плечу шуткой или очередным музыкальным номером. Песни Queen как связующий мостик между сценами и как обычная закадровая музыка не работают: они не подходят ни по смыслу, ни по атмосфере многим сценам, в которых эксплуатируются. При таком подходе великие композиции обесцениваются ниже уровня стука каблуков об асфальт.

Сам выбор событий опять же навеян возможностью конкуренции в прокате с очередным боевиком (которых сейчас благо нет) — самая интересная часть жизни группы, а именно борьба Фредди СПИДом, запись песен на последнем дыхании, опущена — никто не будет смотреть на умирающего ужасной смертью человека, сидя в зале с соленым попкорном.

Так или иначе, фильм прекрасно справляется со своей функцией — он развлекает. Яркое действо, показывающее события доводящие людей до суицида в обертке от конфетки, заставит всех зрителей, пришедших на сеанс, танцевать и подпевать, а приятный ситкомовский юмор не может не рассмешить. Из рокеров, Queen превратились в весёлых дедушек с женами и детьми, какими, собственно, они и являются сейчас. Их рука у постановки фильма заметна, хоть, признаюсь, видеть коллективную работу и зависимость таких исключительных людей как Фредди от своего окружения, приятно. Ведь нет артиста без зрителя, а дирижера без оркестра.

Игра актеров стоит того, чтобы посмотреть фильм дважды. За исключением «любви всей жизни» Фредди, все выдают перфоманс кричащий «дайте нам Оскар», и абсолютно заслуженно. Ответственным за кастинг обязательно нужно посвятить строчку — группа Queen на экране после просмотра какое-то время будет напоминать корону британского рока больше, чем оригинальная четверка. Много разговоров ходило о фатальном уходе Саши Барона Коэна, но с актерской точки зрения, возможно, фильм приобрел то самое, что перекроет любой из часто мелькающих минусов постановки — Рами Малека в роли Меркьюри. Его проработка роли была видна еще в трейлере, а в фильме от него невозможно оторвать глаз. Операторская работа местами уходит в шаблон, местами просто копирует хронику, но в те моменты, когда создателям на минутку разрешают побыть собой, открывается и съемка через очки, помогающая понять мысли Фредди, и интересные планы и наезды.

Голливуд опять не рискует, поэтому за этот фильм не стоит поднимать шампанское. Но данная картина как теплый чай с лимоном для вашего сердца — вытащит даже из самой тяжёлой недели. Приятного просмотра!

7 из 10

Источник