История одного сражения

История одного сражения

Сражение, показанное в картине, было лишь частью большого исторического события, известного как «Битва за Москву». Важно, что именно благодаря совокупности таких казалось бы локальных и временных побед, после которых наступательное движение германских войск на Москву все равно продолжалось, да и не побед даже вовсе, а обороны насмерть до последнего патрона с готовностью броситься со штыками на танки, и переросло по итогу в контрнаступление наших войск 5 декабря 1941 года, что увенчалось к 20 апреля 1941 года крахом плана «Барбаросса», операции «Тайфун» и стратегической победой СССР.

Каждый солдат на полях тех сражений является героем своего отечества, но, так уж получилось, что именно 28 панфиловцам суждено было войти в историю героями, удостоенными отдельных почестей, многим из них посмертно. Немало уже было сказано по поводу исторической правдивости, и даже военная прокуратура СССР в 1948 году признала эти события «художественным вымыслом», вот только считать истиной это расследование не стоит, и мы не будем делать этого, ведь мы прекрасно знаем как в то время фабриковались дела, например, в рамках борьбы против Г. К. Жукова или по другой причине. Факт остается в том, что панфиловцы действительно 16-17 ноября оборонялись против танковых и пехотных частей 2-й танковой дивизии немцев на разъезде Дубосеково, задержали их на значительное время, выиграв драгоценное время и уничтожив попутно значительное количество танков и живой силы противника — это не отрицает даже та самая военная прокуратура.

Пусть и с определенным допустимым уровнем художественного вымысла, но картина, используя различные официальные и неофициальные источники, восстанавливает картину легендарного боя по крупицам, отнесясь бережно к каждой детали, пусть то к именам и национальному составу солдат, например. «Покажем им как русские воюют» — «Но я же казах» — «И что? Казах не русский что ли? Мы же за Россию сражаемся. Вот будем за Казахстан сражаться, тогда и покажем как казахи воюют» — «Договорились». Мы видим скрупулезную подготовку к бою, как то рытье окопов, подготовка ложной позиции для обмана вражеской артиллерии и разведки вплоть до изготовления зенитного расчета из дерева, разбор задач для каждого буквально солдата и разработка плана всего оборонительного боя.

В одной из сцен, когда солдаты идут строем, один из них рассказывает историю, в которой несколько самураев сражаются против значительно превосходящих сил противника, защищая деревню и нанявших их крестьян. Явная отсылка к фильму Акира Куросавы «7 самураев» 1954 года. Аналогия с «28 панфиловцами» здесь может быть только в борьбе с превосходящими силами противника, В остальном отсылки авторов фильма к японской картине выглядят несколько неуместно, ведь самураи сражались не за Родину, а просто двигаемые японскими самурайскими традициями, ведь умереть в бою для них высшее стремление. Гораздо более уместная отсылка авторов к фильму «300 спартанцев», об истории которых так же поведает один из солдат, ведь спартанцы, как и герои российского фильма, сражались и стояли насмерть за Родину.

Герои максимально обезличены, мы не знаем их прошлого — возможно потому, что если хоть немного знать историю, то сразу станет ясно, что почти всем им суждено умереть; а может потому, что на их месте могли оказаться совершенно другие герои, с другими именами и другим прошлым. Среди актерского состава нет знаменитостей, как и нет случайных людей — кастинг проведен умело и позволяет зрителю ассоциировать лица актеров с лицами реальных участников тех событий, а не с их прошлыми ролями. Хорош и саундтрек, который затихает во время диалогов и даже драматичных и зрелищных сцен боев, которым посвящено не менее половины фильма, но в остальное время звучат композиции либо величественные во время героической обороны, либо тревожно-грозные во время наступлений немецких солдат, лица которых мы увидим вообще считанное количество раз.

Немецкие войска здесь обезличены в крайней степени — просто грозная сила, желающая пройти напролом. И в этом заключается неоспоримый плюс картины, ведь авторы отказались от никому не нужных идеологических, политических, моральных и политкорректных посылов. Фильм не претендует на полотно о «Великой отечественной» и даже о «Битве за Москву», не замахивается на то, о чем не рассказывает, подобно «Сталинграду» Бондарчука, в которой битвы за Сталинград нет и в помине. Просто одни наступают, а вторые обороняются из последних сил, защищая свою землю, попутно рассуждая на тему «Что такое родина? А что такое отчизна?». Все они бьются по разным причинам: кто-то за Родину, кто-то за отчизну, кто-то за дом родной, кто-то за родных своих, быть может кто-то по-приказу, но все они стоят насмерть. Эти рассуждения никак не отвлекают от истории одного боя, вселившего в страну первые ростки надежды в том числе со страниц тогдашних изданий, разнесших весть о подвиге 28 панфиловцев по всему Советскому Союзу. История эта превратилась в Легенду, навечно оставшуюся в нашей культуре.

9 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ