Игра в реальности

Where there is desire

There is gonna be a flame

Where there is a flame

Someone`s bound to get burned

But just because it burns

Doesn`t mean you`re gonna die

You`ve gotta get up and try and try and try

В звездной марвеловской семье на свет появился долгожданный мальчик-ботан. Ботан — не потому что «Доктор Стрендж» уродился слабым, хилым или больным, упаси Иггдрасиль! Скорее всего, он еще принесет семейству Марвел и славу и деньги. Просто среди своих божественных («Тор»), гениальных («Железный человек») и искусственно-модифицированных («Капитан Америка», «Халк») собратьев «Доктор Стрендж» единственный, кто сделал ставку не на вещественный, а на тонкий мир, выделился благодаря развитию не тела или разума, но духа.

Доктор Стивен Стрендж, гениальный нейрохирург, как и большинство очень талантливых людей самодостаточен, высокомерен и периодически невыносим. Его ум гибок, память фотографична, а уверенность в собственной исключительности органично соседствует с ироническим отношением ко всему миру. Но вера в свои силы не защищает от несчастных случаев. Минимальное движение руля — и на блестящей карьере можно ставить крест, жить еще можно, но Жизнью это больше не называется. Другой бы сдался, но мистер («Не мистер — доктор!», всегда именно доктор) Стрендж слишком долго был лучшим, чтобы удовольствоваться тем, что есть. Поиски исцеления сталкивают его с людьми, чья сфера интереса намного масштабнее его собственной, с людьми, которые — не больше не меньше — решают судьбу мира. Это не примиряет его с собственным несчастьем, но… возможно, льстит самолюбию?

Преодоление, неважно чего — сопротивления окружающих, обстоятельств, себя — активно разрабатываемая, но по-прежнему очень перспективная для кино тема. Она вносит душевность в сюжет, разбавляет компьютерную графику и спецэффекты достойной идеей, определяет посыл фильма — никогда не сдаваться. В «Докторе Стрендже» присутствует и то, и другое, и третье, и как обычно убедить — и преодолеть — кого-то оказывается намного легче, чем убедить себя. Подогнать под свои желания окружающий мир, вне зависимости от масштаба желаний — вполне возможно, но — нужно ли? Оказывается, гораздо важнее удостовериться в справедливости и конкретной необходимости собственных желаний. Стивен Стрендж — фигура в чем-то одиозная, неоднозначная. Его персонаж вызывает симпатию, но не доверие, его принципы вовсе не выглядят кристальными и в какой-то момент зрителю покажется, что темная сторона привлекает его гораздо больше, чем светлая. К сожалению, на этом моменте драматизм происходящего и завершится. Как только речь пойдет о клятве Гиппократа и «Я не могу убивать» полутона исчезнут, и все персонажи определятся со своими полюсами. С одной стороны, хорошо, что в светлом воинстве прибыло, с другой — без трагедии нет истории, и где бы были «Ромео и Джульетта», если бы не «самая печальная повесть»?

Визуал «Стренджа» психоделичен, геометричен и прекрасен до полного умопомрачения. «Складывающиеся» и «раскладывающиеся» реальности напоминают о «Начале» и одновременно о шестеренках внутри часового механизма. При этом горизонтально-вертикальные пробежки по новообразованным архитектурным граням этих реальностей, совмещенным со стенами и потолками различных сооружений, парадоксально не вызывают головокружения. Говорит ли это о некоторой выхолощенности, стерильности зрелища или всего лишь об устойчивом вестибулярном аппарате автора этих строк — история умалчивает) Конечно, даже просто упоминать о картинке применительно к марвеловским фильмам уже кажется неприличным, но факт в том, что по сравнению с предыдущими М-комиксами, в основе которых лежал серьезный конфликт, в «Докторе Стрендже» форма превалирует над содержанием. И дело не в отсутствии идеи как таковой, а в некоторой прямолинейности ее реализации. Внешние реальные противники — не главное в «Докторе Стрендже», он изначально был ориентирован более на внутреннюю войну. Выбирать же между собственным тихим благополучием и неспокойной должностью Главного мага Земли, возможно, для кого-то и стало бы проблемой, но тщеславие Стренджа не оставляет ему выбора.

Бенедикт Камбербэтч, носящий красный плащ Стренджа не менее гордо, чем знаменитую кепку Шерлока, все также умен, несгибаем и любопытен. В целом роль человека целеустремленного, решительного, готового делать определяющий выбор и следовать ему до конца, подходит ему как нельзя лучше. Другое дело, чем Стивен Стрейндж, бывший врач и нынешний волшебник отличается от Шерлока — гениального сыщика-мизантропа, любителя никотиновых пластырей и навороченных смартфонов? Фанаты с большим удовольствием примерят на образ врача привычки детектива и возрадуются от сходства, но справедливости ради нужно заметить, что переносить на новый персонаж черты полюбившегося старого не есть хорошо. Впрочем, субъективно автор как раз не против)

Марвелловская вселенная имеет множество миров, и не все из них знакомы и любимы в равной степени. «Доктор Стрендж» приоткрывает свой кусочек истории, может быть, и не впечатляющий с первого взгляда, но оставляющий достаточно надежд на достойное продолжение.

Источник