Here`s Johnny!

Here`s Johnny!

Сразу стоит обозначить пару моментов. Первое, я посмотрел фильм после прочтения оригинального романа Стивена Кинга. Честно говоря, плохо представляю, что еще может сподвигнуть на просмотр этого фильма, т. к. с момента выхода прошло уже почти 50 лет, и это — второй момент. Постараюсь максимально абстрагироваться и от того и от другого, но не учитывать эти факторы полностью, считаю невозможным.

Чтобы закончить на позитивной ноте, начну с минусов. И первое что бросается в глаза — тотальный мискаст. На мой взгляд, из этого и вытекают почти ВСЕ проблемы картины. Док, который задумывался автором смышленым мальчишкой с редким даром, выглядит зашуганным и просто странным. Уэнди получилась откровенно глупой, а Джек сразу выглядит как психопат, даже не успев въехать в отель. Несмотря на всю мою любовь к Джеку Николсону и то, что во второй половине фильма он выглядит безупречно, вероятно, он не совсем подходил для этой роли.

И тут вытекает не менее важная проблема: а зачем вообще был нужен отель? Персонажи получились такими, что и без него, сегодня-завтра порезали бы друг-друга на кухне своего дома и дело с концами. Все психологическое воздействие Оверлука на своих обитателей сошло только на возвращение Джека к бутылке, что кажется совсем не важным, ведь он уже был психом, до того, как въехал! Другого объяснения его поведению фильм просто не дает. В фильме нет ничего другого, что меняло бы персонажей и сталкивало бы их, нет ни одержимости Джека историей отеля, ни его стремления реализовать себя как писателя, ни ревности к любви и близости отца и сына со стороны Уэнди, нет ни-че-го. Нет даже сияния!!

Общение с Тони (воображаемым другом сына семейства Торренсов) выглядит ужасно (в плохом смысле) и кринжово. Я понимаю, что в восьмидесятом году было сложно реализовать на экране видения Тони, но зачем было вставлять эти смехотворные разговоры пальцем? Вырезать эту линию, и повествование фильма ни капли бы не пострадало, скорее, наоборот, дало бы места другим важным линиям, например тем, что я привел выше.

Снова хочется обозначить, что если убрать из сравнения роман, герои фильма не перестанут быть плоскими. Дэни не станет интересным и одаренным мальчиком, Уэнди не перестанет быть глупой и раздражающей, а Джек не станет персонажем со сложным внутренним миром и борьбой. За такими персонажами следить решительно не интересно.

Плюсы и минусы выходят такими же спорными, как и сам фильм, потому что в плюсах, сюрприз, вещи, которые я обозначил раннее неудачными:

1) Джек Николсон

2) Оверлук

Нельзя отрицать, что Николсон гениальный человек, а его культовая импровизация («Here`s Johnny!») — визитная карточка фильма. Он — почти лучшее есть в картине. Его игра завораживает и очень жаль, что она не всегда уместна, но в этом плане, вся вина висит на режиссере, в чьих руках актеры — пластилин. Может быть, Джек на время съемок был уже затвердевшим и непослушным куском, которому было невозможно придать форму, а может, Кубрик просто лепил не то.

Оверлук выглядит грандиозно, декорации невероятные, в этом плане нет претензий. Только жаль, что отель «пустой» во всех значениях слова, которые вы только можете придумать.

Операторская работа впечатляет. Кадры умело подчеркивают сам отель, да и попросту выглядят красиво и насыщенно. Учитывая как давно проходили съемки, такая работа стоит вдвое дороже.

Также, мне очень понравилось музыкальное сопровождение. Оно давало хоть немного саспенса, которого ох как не хватало. Хоть у картины и нет ярко выраженного саундтрека (по крайней мере, после просмотра ничего не вспоминается), звук является одним из достоинств фильма.

Ну и концовка. Не возьмусь судить, лучше ли она книжной, или хуже, считаю это бессмысленным. Свежий взгляд на историю это всегда хорошо, и кальку с романа делать не было смысла. В рамках фильма, она выглядит вполне логично и такой взгляд на историю определенно имеет место быть.

В итоге, фильм получился очень неоднозначным. Смотреть его, скорее всего, нет смысла, если нет особого желания. Да, он прошел проверку временем, визуально до сих пор смотрится хорошо, но история вышла слабой. Наверное, самый спорный фильм Кубрика, что я смотрел и главные ошибки (сценарные и кастовые) допущены именно им.

6 из 10

Источник