Грязный Гарри потому, что кругом одна грязь.

Грязный Гарри потому, что кругом одна грязь.

Множество стереотипов и догм, заданных ранним Голливудом, привычно и хрестоматийно ковыляли по кинотеатрам Соединенных Штатов. При этом кино, сдержанное в канонах выдающихся Хичкока или Уайлдера, по-прежнему охотно окупалось зрительской симпатией. Поэтому на заре Нового Голливуда практически не поступало ничего, связанного с детективным жанром. Тогда казалось, что нет смысла менять то, что и так хорошо. Но в 1971 году Дон Сигел снял фильм, который и спустя почти 50 лет не потерял шарма и сумасшедшего отличия от родственных триллеров-детективов. И дело не только в том, что в «Грязном Гарри» продемонстрированная фабула покидает рамки кодекса Хейса и выпячивает наружу не заумное расследование с приблатнёнными копами в шляпах и сигарах, а откровенный триллер с погонями и перестрелками, лишёнными театральной эстетики и невольно отдающие документальностью. Экранные попытки матёрого копа Гарольда Фрэнсиса Каллахана отловить безумного преступника по кличке «Скорпион» превратились в гораздо большее, нежели раннее творчество.

На самом деле «Грязный Гарри» — вообще не детектив, ни в каком его виде. Была в начале попытка проверить загадочного Скорпиона по дню рождения, соответствующему знаку зодиака, но эта нить так и канула в Тихий океан. А дальнейшие честные принципы честного следствия самоуничтожаются. В основном это умело показано операторами, но и прописанные герои олицетворяют. Перед нами в образе Грязного Гарри встаёт не теоретический следователь, а жёсткий и принципиальный охотник за головами, что не случайно намекает на прошлое актёра Клинта Иствуда в культовой Долларовой трилогии. Здесь он отложил в сторону молчание и пончо, оставив револьвер и нагловатый характер. И противостоит ему вместе с департаментом полиции Сан-Франциско не случайный убийца, а настоящий психопат, хитрый и дикий. Но фильм не раскрывает потенциал крепкого боевика в духе крутых парней со стволами, здесь практически каждый выстрел оправдан. Не меньшую суть представляет микроклимат каждого из персонажей, чётко вырисовывающий мотивации их поступков и логично передающий содержание сценария. Правда, иногда случались прорехи в поведении копов, а концовка стала истинно дурацкой, превращая фильм в мазафакерский и пафосный экшн.

Поведение Каллахана обусловлено его страстной натурой, которая не выходит из него и в повседневной суете. Этим он разительно отличается вообще от любого полицейского, и до и после введения образа в картине. Но далеко не Клинт Иствуд «сделал» этот фильм. Если убрать одну-единственную особенность ленты, то она станет абсолютно безвкусной и лишённой содержания — это нуар. Точнее, неонуар, перекочевавший в Голливуд ещё со времён пика Жана-Люка Годара. До «Грязного Гарри» поджанру не удавалось всплыть на поверхность настолько художественно и впопад. Несмотря на цветной «Техникалор», нуар везде: чёрный цвет создаёт уникальный, выверенный в деталях стиль, сам история более чем наполовину происходит под покровом ночи. Некоторые сцены происходят в кромешной темноте, где действие угадывается по звукам. К слову, джазовый саундтрек в исполнении Лало Шифрина — грамотная работа. Без чёрного цвета невозможно представить этот фильм, так как он является главным участником события. Не случайно действие разворачивается в Сан-Франциско — солнечном калифорнийском рассаднике добра, родине Джерри Гарсии и эры хиппи, где кварталы Хайт-Эшбери ещё помнили Лето любви. Показана его иная сторона, где даже воздух кажется скверной. Вся эта похоть в пролетарских районах вкупе с гопническими жителями, кварталы, освещаемые одними неоновыми вывесками; парки, подворотни и набережные — находка для маньяка; город, где голая женщина может быть и лучом света, и жертвой изнасилования, убийства. И руководят этим городом бесхребетные политики, порядком — халатные полицейские, а законом — абсурдная из всех абсурдных судебная система. Грязный Гарри здесь выглядит единственной надеждой на справедливость, посему и пытается её вершить пусть и варварскими методами, что также намекает на его моральную испорченность из-за чёрной жизни и атмосферы вокруг, но никак не понижающая его достоинство.

«Грязный Гарри» хоть и немного утрирован, всё равно является показательным примером наплевательского отношения правоохранительных органов к преступности, отчего страдают невинные граждане. Можно упомянуть, что фильм снят с историческим влиянием так и не пойманного Зодиака (Скорпион, Сан-Франциско, убийства). Важным фактором, сказавшимся на появлении этого фильма именно в 1971 году, стал как раз герой Клинта Иствуда — олицетворение настоящего блюстителя порядка. После Уотергейтского скандала честь каждого копа пострадала, и её надо было восстанавливать. Последнее получилось удачным: зрители искренне восторгались работой Дона Сигела, занеся в кинотеатры 36 миллионов долларов, как бы тогда не мешали критики. Правда, спустя годы, они стали говорить о «Грязном Гарри» положительно, раздавая ему высокие оценки — рейтинг фильма на Metacritic составляет 90 баллов и не содержит ни одного отрицательного отзыва. Очень странным является тот факт, что фильм, несмотря на поддержание канонов Нового Голливуда, не считается таковым. Фильм вообще не собрал наград в момент проката, но главное достижение по праву получил в 2012 году — «Грязный Гарри» пополнил Национальный реестр фильмов США.

8,5 из 10

Источник