«Где-то, какое-то время назад»

«Где-то, какое-то время назад»

Его новое творение «Это всего лишь конец света», получившее в этом году Гран-при на фестивале в Каннах, также безошибочно узнается с первых минут по его почерку. Нам рассказывают историю о смертельно больном писателе Луи, который 12 лет не виделся с семьей и решается приехать к ним только для того, чтобы рассказать о приближающейся смерти. Гомосексуализм, красной нитью проходящий через творчество Долана, сложные отношения с семьей, много молчаливых моментов, крупные планы, чутко подобранная музыка. Кажется, все это настолько хорошо известно по его предыдущим работам, что будет даже чуть-чуть скучновато смотреть. Но, странное дело, ни скуки, ни привычных и надоедающих образов нет. Ему удалось, сохранив фирменные элементы, снять ленту более зрелую, более мягкую и более мудрую, без кричащих красок и юношеской напористости. Причин этому может быть несколько.

Во-первых, «Это всего лишь конец света» представляет собой экранизацию пьесы драматурга Жан-Люка Лагарса. И этот факт сильно влияет на фильм. Театральный дух витает в воздухе с первых же диалогов между героями. Разговоры в этой картине эффектные, нарочитые, с множеством повторений, пауз, не всегда естественным звучанием фраз, как это часто бывает на сцене. К тому же налицо единство места, времени и действия. Все происходит на протяжении одного дня в одном доме и вертится вокруг того, что Луи пытается собраться с духом и рассказать родным, зачем он приехал. Повествование оказывается очень емким, мы выходим за пределы этого дня и этого дома только периодически, в воспоминаниях Луи, которые охватывают его при столкновении с прошлым.

Во-вторых, Долану удалось собрать блистательных актеров, которые впятером разыграли эту пьесу как по нотам. Натали Бай, Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа Сейду и, конечно, Гаспар Ульель, творят магию, заставляя зрителя улыбаться и переживать вместе с их героями. Гаспар Ульель как будто создан для роли молодого писателя, который пытается снова найти точки соприкосновения с семьей и объяснить им да и самому себе, что уехать когда-то было просто необходимо. Он один из тех актеров, которые умеют играть одним лицом, одними губами или даже только глазами, и для этой роли это его умение оказалось особенно нужным.

И в-третьих, и, наверное, это самое главное, Ксавье Долан снял новый фильм немного по-новому, потому что он сам взрослеет. Он стал более опытным, более уверенным, и, как минимум в этот раз у него получилось взять лучшее из этого взросления и из накопившегося опыта. «Это всего лишь конец света» смотрится на последнем дыхании, ты следишь за членами семьи, которые еще не знают, что скоро грянет гром, и за главным героем, у которого на языке вертятся страшные и важные слова. А в глазах — рой вопросов, воспоминаний, мыслей, которые непросто высказать людям, успевшим стать для тебя почти чужими. И все же, он осознает и принимает и безусловность материнской любви, и сложность отношений с братом и сестрой, и свое молчаливое понимание, возникшее с женой брата. В этом принятии и размышлениях на тему семьи и заключается, на мой взгляд, ценность картины. Это действительно очень семейная история, трагикомичная и правдивая. И это действительно шаг вперед для Ксавье Долана.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ