Фро

(1964)

Одиночество

Прозу Андрея Платоновича Платонова экранизировать непросто в силу определённых стилистических и лексических особенностей текста, но Резо Эсадзе это в определённой степени удалось. Режиссёру удалось главное — показать одиночество двух людей внутри огромного коллектива в эпоху индустриальной романтики первых пятилеток. Может показаться странным, что кто-то страдает одиночеством в то время, когда вокруг не просто кипит — бурлит-клокочет жизнь! И, тем не менее, это так. Правда, одиночество Ефросиньи (Фро) и Нефёда Степановича Ефстафьева — абсолютное разное. Для Фро, которую исключительно ярко сыграла Александра Завьялова, писатель Платонов нашёл такие слова: «Молодая женщина остановилась от удивления среди столь странного света: за двадцать лет прожитой жизни она не помнила такого опустевшего, сияющего, безмолвного пространства; она чувствовала, что в ней самой слабеет сердце от легкости воздуха, от надежды, что любимый человек приедет обратно.» Её одиночество проистекает исключительно из любви. Был рядом с ней любимый человек — мир был наполнен им до отказа, а уехал — и пространство вокруг опустело. На таком безрадостном эмоциональном фоне даже привычные занятия могут утратить свою привлекательность. Оттого-то и мечется героиня Завьяловой, пытаясь обрести новый смысл своей жизни, найти новые жизненные ориентиры. Одиночество её отца Нефёда Степановича иное. Николаю Трофимову удалось в полной мере передать трогательность и незащищённость человека, вдруг утратившего смысл своего существования и вынужденного целыми днями просиживать на косогоре, в надежде хотя бы взглядом прикоснуться к делу, которому он посвятил всего себя, а потом возвращаться домой «бешеным от неудовлетворенного рабочего вожделения». Они такие разные — отец и дочь — и такие одинаковые в попытке вновь найти самого себе в быстро изменяющемся мире. Очень приятная короткометражка с отличной музыкой Исаака Шварца, существенно раздвигающего границы авторского текста. Удивительно, как совпала судьба самой Александры Семёновны Завьяловой с судьбой её героини, от которой муж, как пишет Платонов,»… уехал далеко и надолго, почти безвозвратно». Ведь в 1964 году Александра Семёновна развелась с мужем, а из-за романа с иностранцем за актрисой закрепился ярлык неблагонадежности. По видимому, Александра Семёновна не столько играла, сколько «примеривала на себя» судьбу своей героини…

«На горе колхоз, под горой совхоз, а мне миленький задавал вопрос. Задавал вопрос, сам глядел в глаза: «Ты колхозница, тебя любить нельзя!» (На горе колхоз» русская народная песня)

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ