Философская драма

О новой картине датского режиссера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» очень не просто говорить без околокиношных разглагольствований, касающихся возвращения постановщика в Канны после объявления его там же персоной нон грата из-за неудачной шутки о Гитлере и т. д. и т. п., однако совершенно не хочется этого делать. «Дом, который построил Джек» — сложное, тяжелое, шокирующее, провокационное, но определенно талантливое произведение, которое, скорее всего, разделит публику на два полярных лагеря. Эта картина вам обязательно либо понравится, пусть и не сразу, а через какое-то время, либо не понравится вовсе, но ее послевкусие будет ощущаться еще долго. В этом, безусловно, и заключается мастерство Ларса фон Триера.

Заглавный герой «Дома, который построил Джек» человек по имени Джек, который хотел быть архитектором, но выучился на инженера, а стал серийным убийцей. Его блестяще играет Мэтт Диллон, актер, который куда-то запропастился в последние лет 20, но всегда умел создавать противоречивые образы, будь то в «Дикости» или «Столкновении» (за что получил номинацию на премию Оскар) или в более ранней «Бойцовой рыбке». Наш герой ведет закадровый диалог с неким человеком по имени Вердж (окончательно кто он, мы узнаем в эпилоге) и рассказывает ему (равно, как и нам) о пяти различных инцидентах, в которых он убивал людей. Помимо этого Джек мечтает построить идеальный дом своей мечты.

Убийства для Джека своего рода искусство, поэтому в картине будет множество лирических отступлений на эту тему и подготовленный зритель вполне может вступить в дискуссию с режиссером уже в зале кинотеатра. Можно догадаться и кто такой Вердж (его, кстати, играет Бруно Ганц — тот самый ангел из «Неба над Берлином» Вима Вендерса), или зачем несколько раз показывают знаменитого пианиста Гленна Гульда разучивающего прелюдии Баха или куда вообще клонит Ларс фон Триер. Сами же сцены убийств, которые сняты весьма натуралистично, и в принципе носят провокационный характер, все-таки не должны помешать адекватному человеку, правильно воспринять не только их, но и фильм в целом. Кроме того, если к определенным эпизодам отнестись без сверхсерьёзности, то в них можно увидеть и юмор, пусть и черный.

В фильме «Дом, который построил Джек» Ларс фон Триер пытается рассуждать на тему добра и зла, преступления и наказания, а также творческих муках любого художника и одиночестве человека в мире. Быть может Джек, так и не построил тот дом, который хотел, однако примечательно другое, что оригинальная англоязычная версия знаменитого стихотворения (в отличие от русскоязычной, переведенной Самуилом Маршаком) закольцована. Что, выбрав такое название для фильма, хотел сказать Ларс фон Триер и хотел ли, решайте сами.

8 из 10

Источник