Философия боя

После распада страны победившей фашизм было снято не малое количество фильмов о войне. Но лишь единицы можно смотреть не морщась при этом от их наивности, неправдоподобности, кривляния актеров не понимающих кого они играют, «художественных» взглядов режиссеров не понимающих что, о чём и зачем они снимают. Причин тому много… В 90-е стало модно рассказывать и показывать «правду» о Великой Отечественной, было выдумано множество мифов очерняющих подвиг нашего народа. Опровергались и подвергались сомнению все победы, героические поступки и величие личностей их совершивших, полководцы-победители назывались мясниками, предатели — борцами за свободу… Поменялись задачи кино, вместо воспитания молодого поколения и увековечивания памяти о той войне, новые фильмы стали очередным развлечением, способом заработать. Современные фильмоделы выросшие в большинстве своем из клипмейкеров, делают из истории рекламный ролик, «заслуженные» художники пытаются угодить западным критикам, чтобы красиво выступить на европейских фестивалях. В результате отвращение от просмотра последних «шедевров» трудно было описать не выходя за рамки приличий.

К счастью «28 панфиловцев» не имеет ничего общего с описанной выше ситуацией. Когда за дело берутся люди знающие что и зачем они делают — это видно сразу. С первых кадров понимаешь — ждали не зря. Повсюду детали той эпохи. Наверное, не все их заметят, но настолько проработанной атмосферной картинки я не видел ни в одном фильме о Великой Отечественной. Пожалуй, даже фильмы советского периода не были столь детальными. Современные технологии позволили дизайнерам воссоздать точные модели техники, а благодаря знаниям реконструкторов мы видим досконально воссозданную военную форму, оружие, амуницию. Сцены боев поставлены на достойном уровне, и в визуальном плане и в тактическом, придраться там не к чему.

Абсолютно все актеры справились со своей задачей. Стоит понимать, что выдающихся монологов, от которых слезы на глаза выступают, тут нет. Прошлое солдат не раскрываются, на это попросту нет времени. Большую часть времени занимают подготовка к бою и непосредственно бой. Зритель не узнает о том, как попал на фронт красноармеец Иван Москаленко и ждет ли кто-то дома старшину Григория Шемякина. Но ни в одном больше фильме не увидишь как бойцы тщательно готовятся к вражеской атаке, ставят ложные цели для немецкой артиллерии, несут выпрошенную у саперов колючку, выбирают позиции для орудий и пулеметов. В этих военных хитростях и тактических приемах и есть суть фильма, ведь в тот день панфиловцам предстояло стать одним слаженным механизмом, который смог отразить сокрушающий удар мощнейшей военной машины. Без подобных деталей было бы не ясно, как бойцам удалось это сделать.

Музыкальное сопровождение хоть и не шедеврально, но несколько композиций очень хорошо были вписаны в атмосферу боя. Особенно запомнилось «ожидание рукопашной» и грозные ноты при первом появлении немецких танков.

Создателям удалось не только достоверно воссоздать один из героических эпизодов битвы за Москву, но и наполнить фильм идеей. Они показали как, зачем, ради чего воевали эти упорные хлопцы. Да, идея не нова и вполне себе советская. Здесь и единство народов, и короткие размышления о Родине и Отечестве и пафосная речь командира перед боем. Но все это не преобладает над содержанием, а органично вписано в сценарий. Солдаты сомневаются, шутят, подбадривают друг друга. Философия показанного боя построена не на том, чтобы геройски погибнуть. «Намертво, а не насмерть» — такова задача бойцов. Красивым смертям, последним пафосным словам и бросаниям с гранатами под танки здесь нет места. Главное здесь слаженность, крепость духа, ответственность, стремление выполнить поставленную задачу — «спокойно сжечь танки»… и выжить. Потому что «если погибнешь, кто же за тебя воевать будет?» Посыл в осознании каждым личной ответственности за свое дело. Ясная и очень правильная философия.

Надеюсь, это не последний проект теперь уже наверняка слаженного коллектива. Такие фильмы нужны, востребованы. Авторам есть над чем работать, у картины есть и недостатки, вызванные в первую очередь очень скромным бюджетом. Но фундамент заложен. То, что ребятам удалось снять во всех отношениях хороший, качественный фильм, вложив в дело сравнительно небольшую сумму, показывает, что они были больны идеей, делом, а не жаждой наживы. И это тот редкий случай, когда хочется пожелать, чтобы их болезнь прогрессировала.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ