Эвридика и Орфей.

«Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов.»

Чтобы вернуть Эвридику в мир людей, Орфей спустился в царство мёртвых. Велико было его горе, когда она умерла, ибо он её любил.

В экзистенциальной драме финских кинематографистов Katilo (в переводе с финского »Акушерка»), получившей в России название «Елена», главные герои как будто поменялись местами с персонажами известного древнегреческого мифа.

Главная героиня с символичным именем Хелена (имя Елена можно интерпретировать как «факел», «огонь», «свет»; «светлая», «сверкающая», «сияющая», «блестящая», «солнечная», «лунная», «огненная», «избранная») отправляется для встречи со своей будущей судьбой и любовью в лагерь для советских военнопленных. «Её Орфеем» стал немецкий офицер Йоханнес, который германским командованием был назначен в этот лагерь фотографом.

«В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.»

Воспоминания преследуют Йоханнеса, он видит кошмарные сны, осознаёт, в каком ужасном месте находится. Спасти его может только Елена.

«Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.»

Очень скоро и Елене придётся понять — в каком чудовищном месте она оказалась. Будучи, глубоко верующей в Бога, акушеркой, той, которая помогает новорождённой жизни появится на свет, она волею судьбы становится чуть ли не «ангелом смерти».

Преступления нацистского режима предстают в жуткой символической форме. Секретный «коровник» становится метафорой преступных бесчеловечных действий нацизма. И подобные метафоры и символы можно встретить на протяжении всего фильма. (Так, например, трагедия Бабьего Яра как картина преисподней яркими всполохами врывается в общую ткань повествования.)

Антти Йокинен создаёт в своём фильме вязкую, тягучую атмосферу безысходности и неотвратимости рока. Время растянуто в этом пространстве заблудившихся и затерянных душ. Время в фильме тянется, подчас застыв неподвижно, иногда повторяясь с жуткой последовательностью.

«Но я, живой, сам пришёл в царство мёртвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Отпусти, повелитель, её на землю! Дай ей ещё немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом и зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью.»

И только любовь, как единственный выход, может помочь героям покинуть это «царство мёртвых» и выйти к свету, солнцу и жизни.

Оценка — неплохо.

6 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ