Это было в разведке

(1968)

Отныне я всегда буду рядом с вами. Всегда. Обещаю. Дайте мне только вырасти

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой!» — знакомые слова, не так ли? А ведь в начале сороковых годов эти слова были призывом к действию и фактически вся страна встала на защиту родного края. Стар и млад, женщины и мужчины делали все возможное, а порой и невозможное, чтобы победить Третий Рейх, что зловещей тенью нависал над миром. И потому нет ничего удивительного, что мальчишки, которые еще даже бриться не начали, убегали на фронт, дабы отомстить фрицам за гибель друзей и родных. Как правило юных мстителей перехватывали и возвращали в освобожденные города под надзор взрослых, но из любого правила всегда существовало исключение. Таким исключением стала история, которая была названа просто и со вкусом «Это было в разведке».

Василий Иванович Колосов — юноша, двенадцати лет отроду, что сбежал из дома, так как его мама погибла, а отец пропал на войне. Путешествуя налегке, практически без еды и воды, молодой человек решает передохнуть в поезде, а даже если тот его куда-то да увезет, то скорей всего ближе к фронту, ведь именно туда поезда и ходят в представление мальчонке. И действительно, очнувшись Васька видит перед собой уже немолодого офицера по фамилии Егоров, который накрыл мальца одеялом и одарив юного героя отеческой улыбкой вкладывает в его руки буханку хлеба. Васька возвращает улыбку, но радуется он не доброму отношению и даже не краюхе хлеба, а тому, что он добрался до фронта. Осталось главное — разыскать нацистов и показать последним, где раки зимуют!

От столь рискованного поступка, который вне всяких сомнений закончился бы трагически, юношу спасает все тот же Егоров вместе со своим старым другом, которые стараются удержать мальчишку как можно дальше от фронта и чтобы подобная хитрость сработала Ваську Колосова делают «сыном полка». Вот только гремит война и все попытки уберечь мальца тщетны. Ваське, удается дважды выручить своих старших товарищей и пусть ему вместо медалей дадут несколько суток ареста, но высокое начальство оценило эти поступки и пришло к выводу, что из молодого героя может вполне получиться неплохой разведчик. Ну а Ваське только это и надо. Улыбка до ушей, глаза блестят от предвкушения, а Егоров вместе с однополчанами всякий раз с болью в сердце и грустью в глазах наблюдают за вылазками Васи Колосова надеясь, что им удастся его еще раз увидеть.

Вот такая простая и в тоже самое сложная история разворачивается перед нами. История о пареньке-непоседе, что раз за разом будет сталкиваться с гибелью близких ему людей, да и сама старуха с косой будет маячить за спиной паренька, ведь одна ошибка, один неверный шаг может стать роковым. При этом режиссер показывает нам и других участников этой истории, сослуживцев Васи, которые относятся к юноше как к сыну и готовы ради него погибнуть, но не смотря на эту трогательную любовь и жертвенность остальные герои данной истории не запоминаются. Им было уделено не так уж много экранного времени, да и являются они скорей уж фоном, в то время как все экранное время отведено Виктору Жукову. В общем-то ничего против не имею, но вот только тут какое дело, когда кто-то из второстепенных героев погибает это не вызывает той необходимой отдачи, которая была свойственна большинству фильмов о войне. К вящему ужасу подобное воспринимаешь как само собой разумеющееся. Возможно это и впрямь была режиссерская задумка, дескать «Ни шагу назад, только вперед, а о мертвых поплачем, когда дойдем до Берлина», а может я ищу черную кошку в темной комнате, но об этом всяко стоило упомянуть.

Что касается самой атмосферы, то она есть, она ощущается всем нутром. Оккупированные фрицами деревеньки. Немецкие патрули, что снуют туда сюда и задирают тех, кто не может дать сдачи. Ну и теплые посиделки у костра вместе со своими сослуживцами. Все это есть, за одним «но». Дело в том, что в кинокартине присутствует одна сцена, которая вызывает легкое недоумение. Немцы, что пытают партизанена в полуразрушенном домике не удосуживаются расставить часовых и более того, взять с собой какое-либо оружие. Да-да, вы не ослышались, дюжина фрицев издевающихся над русским партизаном оказывается безоружной, находясь при этом на «ничейной земле». Нет, понятно чего пытался добиться режиссер — напряженной сцены с рукопашной, но обставить это можно было куда как более грамотно, разве нет?

Итог? Еще один хороший фильм о Второй Мировой, в котором пусть и есть свои шероховатости, но на них можно закрыть глаза, благо над фильмом работали и у него есть душа. Да, конечно же, можно сказать, что схожий фильм был снят за шесть лет до этого и назывался «Иваново детство», но право слова разве это столь важно? Ведь истории подобной этой происходили на войне повсеместно, мне в свое время дедушка даже рассказывал, как к его танковой роте прибился четырнадцатилетний паренек, который потом присоединился к пехоте и что с ним стало дедушка не знал, но я понадеюсь, что мальчонка выжил. Так что почему бы не быть двум фильмам о молодых партизанах, особенно если оба они были сняты со знанием дела? Я не имею ничего против, а вы?

7 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ