Эта замечательная жизнь

It’s a Wonderful Life (1946)

Есть нечто более дорогое, чем красивые платья, поездки в Европу и большой дом — это называется человеческим достоинством. Об этом почти все фильмы Капры — как маленький человек, трудяга находит справедливость и счастье, правом на которое владеет каждый человек.

Некто Джордж Бэйли попадает в беду и Господь, услышав молитвы о нем, посылает к нему ангела второго класса (без крыльев пока) Кларенса, который должен выручить Джорджа.

Перед зрителем пролетает жизнь Бэйли, мечтающего путешествовать и достичь многого, стать миллионером… Но он спасает брата, глохнет, спасает аптекаря от тюрьмы, вроде и готов уже покинуть родной Бетфорт фоллс, но должен спасти небольшую строительную фирму отца, женится и снова спасает фирму, рожает четырёх детей. А, главное, он сохраняет себя и окружающих от паучьих лап банкира Поттера… Но пришла пора платить по кредиту, а деньги пропадают…

Глупо скрывать, что все закончится хорошо, ведь действие фильма происходит накануне Рождества. Ну и ещё — это же Фрэнк Капра. А он очень любит простых людей. Его Америка — это Америка честных и трудолюбивых, любящих и любимых, а, главное, делающих добро и горделиво сопротивляющихся своему, да и чужому эгоизму. При всей высокопарности этого предложения (абсолютная клюква получилась в моем пересказе) у Капры в самом кино это оборачивается светлой (и не сказать, что надуманной) правдой жизни, несмотря на немалое количество тёмных пятен в ней.

Пожалуй именно в гуманистическом кинематографе италоамериканца явлен образ пресловутого среднего класса в его здоровом консерватизме — трудовая этика (в противопоставление аристократическому богатству Поттера), семья (вопреки личной жадности), дом как крепость (причём с годами делающейся крепче), Америка малых городов как коммуна, в которой все эти ценности скрепляются возможностью (и необходимостью) взаимопомощи.

Жанр капровского шедевра, безусловно, относится к рождественской сказке, но той, которая указывает путь в реальность. Нельзя ведь забыть, что фильм вышел аккурат после Второй мировой, нелегкой даже для американцев. И, конечно, в Прекрасной жизни заложен дико позитивный заряд оптимизма и вера в силу добра — и вовсе ведь не сказочного (несмотря на все видимые признаки). Недаром в главной роли Джеймс Стюарт — именно в его лице каждый второй житель США узнавал себя. Подкупает и финальная мина, в которой радость, грусть, долг и даже остраненность вкупе светятся вполне реальной надеждой. А всего-то нужен режиссёр, который очень любит простых людей. Но он едва ли не единственный такой во всей истории кино.

Источник.