Эрих, Мария и Ремарк или Льюис Майлстоун?

Тот самый случай, когда фильм всецело заменяет книгу. Заклинаю всех, кто не ознакомлен ни с книгой, ни с фильмом выбрать второе, ибо лейтмотив оных один — пацифизм. Из писателей, имевших военный опыт, бывших офицерами, особняком стоит Эрнст Юнгер, и, если Вы желаете ознакомиться с художественным произведением о Первой Мировой, то посоветую именно «В стальных грозах» Юнгера, а не «На западном фронте без перемен» Эриха, ибо слог всеми любимого трио несколько уступает.

Ко всему прочему фильм 1930 года длится 2 часа с небольшим, на книгу же придется тратить 7 часов, а практическая польза книги состоит лишь в цитатах, которые можно из нее вычленить, которые, наверное, обязан знать каждый «интеллигент».

К самой же экранизации, будучи огорченным творчеством Марии с Ремарком, подходил с опаской, ведь фильм настолько древний (1930!), что многие в нашем информационном веке могли бы отнести произведенное почти 90 лет назад к мезозойской эпохе. Это первый черно-белый фильм, что я посмотрел за последние 5 лет, однако фильм ни на одно мгновение не показался устаревшим, и я полностью остался доволен.

Стоит выделить в первую очередь игру актеров: в эпоху черно-белых фильмов люди, видимо, исполняли свои роли особенно филигранно. Стоит выделить Лью Эйрза, будущего номинанта на Оскар, талант которого проявился именно в сей ленте. В центре сюжета — выпускник школы, из чувства патриотизма и воинского долга идущий вместе со своими друзьями на фронт, и его духовные искания. Вместо того, чтобы бездумно умереть за Родину, как хочет того немецкая толпа, главный герой размышляет о космополитизме и пацифизме, коими пропитан весь фильм. Однако последние сцены развеивают все надежды на лучшее будущее: пока не будет убит или ранен последний солдат, или вещь в руках вышестоящих, пропаганда «патриотизма» и войны закончены не будут. Вместо постижения новых знаний, объединения во имя выживания, будут продолжаться массовые убийства людей, ведь в каком-то смысле это человеческий инстинкт. А режиссуре этого фильма, вероятно, мог бы позавидовать даже великий и прекрасный Кубрик, ведь маэстро на момент выхода фильма было всего 3 года, и вряд ли он был способен на тот момент срежиссировать что-то стоящее, впрочем, мы не знаем всей многогранности сей личности.

Упрекнуть могу лишь в звуковом оформлении, а отчасти из-за него и в атмосфере фильма. В звуках свистящих снарядов не хватило правдоподобности, и перенестись на поле боя, почувствовать себя одним из этих солдат, судьба которых предрешена, я не смог.

Таким образом, на выходе получаем прорыв в кинематографе первый половины XX века и лучший художественный фильм о Первой мировой войне на все времена.

8 из 10

Источник