Две королевы, две сестры

Две королевы, две сестры

История противостояния королев Марии Стюарт и Елизаветы I уже почти 500 лет волнует и будоражит умы людей. Им посвящали романы, пьесы, сонеты, оперы, кинокартины… Как любителя истории и жизни выдающихся личностей, меня не могла не заинтересовать история двух королев, поэтому фильм был для меня весьма ожидаемым (плюс еще актерский состав). И смотреть отправилась исключительно на английском языке. Впечатления остались… интересные.

1561 год. Мария Стюарт, овдовевшая после смерти мужа — короля Франции Франциска II, возвращается на родину, в Шотландию, которую разделили политические и религиозные распри. Изящная, утонченная, гордая и дерзкая Мария начинает правление по своему усмотрению, нередко отвергая помощь и советы своих немногочисленных сторонников, из-за чего наживает себе немало врагов, которые организовывают заговоры, мятежи и восстания, все, чтобы свергнуть вздорную королеву. К тому же, Мария, будучи правнучкой английского короля Генриха VII, была также претенденткой на трон Англии, что серьезно беспокоило Елизавету I, чье положение на престоле оказывается очень шатким.

Когда смотришь историческую драму, и когда ты еще и любитель истории, то все-таки ожидаешь достоверности, хоть не стопроцентной, но по большей степени. Вот по факту историчности, даже мне, человеку оптимистичному и верящему в добро, нередко происходящее на экране показалось слишком мягким, невинным и не всегда убедительным. Конечно же, можно сказать, что мы некогда не узнаем, что же на самом деле творилось при шотландском или английском дворе. Но на мой взгляд, в плане изображения заговоров можно было быть смелее и не бояться показать все закулисные интриги. Хотя нельзя отрицать, что сюжет фильма все же развивается согласно историческим хроникам. Особенно отмечу эпизод с Дэвидом Риччо, фаворитом Марии — произвел на меня очень сильное впечатление.

Теперь о плюсах — у фильма их все же было немало. Во-первых, была очень точно представлена эпоха царствования двух королев. Роскошные костюмы (темные, но элегантные одежды лордов, изящные и сияющие платья правительниц и их придворных дам), высокие, изысканные прически фрейлин, жизнь при дворе, развлечения и заседания советов, а также захватывающие дух просторы, горы, утесы… Особое эстетическое удовольствие доставляют также диалоги героев — даже не смысл слов, а именно то, как они говорят — таким высоким слогом, плавным и текучим языком. Я порой даже просто слушала как говорят герои, не вслушиваясь в то, что они говорят…

Вторым и главным достоинством безусловно является актерская игра. Первые кадры с Сиршей Ронан и Марго Робби в образе я встретила с очень положительными эмоциями. И обе актрисы проделали очень хорошую работу, воплотив на экране двух наверное самых могущественных и известных женщин XVI века. Причем героини как и похожи, также они и различны. Роднит их кровь, власть, а также то, что они правят в мире мужчин, которых явно возмущает того, что ими повелевает женщина. А отличает их как раз то, как они правят в мире мужчин. Тогда как Мария действует по своем принципам, Елизавета старается прислушиваться к советникам. Но обе героини, несмотря на властность, свободолюбие и высокомерие, все же остаются женщинами, которые мечтают о любви, о счастье, о детях… Мы видим, как Мария пыталась найти свое счастье и надеялась, что лорд Дарнли подарит ей его, в то время как Елизавета, несмотря на любовь к Роберту Дадли, все же отказывается выходить за него замуж. Есть правда один момент в изображении героинь, который я просто не могу принять. Это касается сцен Марии с ее третьим мужем графом Ботвеллом — история была не столь невинна, и куда более прозаична, чем та, что показана на экране. И второй момент, когда публичный жест любви Елизаветы по отношению к Дадли — я согласна, это было слишком откровенно, чтобы произойти в реальной жизни.

Еще скажу пару слов о той самой встречи королев — вот ее и стоило ждать! Когда затаив дыхание ждешь следующего слова, в предвкушении нового действия, ловишь каждую мельчайшую эмоцию Марии и Елизаветы… Королевы, которые отчаянно хотят наладить отношения и помочь друг другу, но не могут из-за политический разногласий, а порой из-за собственной гордости и зависти. И уже в этой сцене мы видим, что судьбы героинь предрешены, и все в конечном итоге придет к тому финалу, который также был показан в начале фильма.

Действие фильма концентрируется на женских персонажах (также фрейлинах и придворных дамах), поэтому мужские персонажи получают меньше экранного времени и порой теряются на фоне королев. И это было минусом, ведь эти герои сыграли немалую роль в событиях того времени: Уильям Сесил (Гай Пирс), глава правительства Елизаветы; Роберт Дадли (Джо Элвин), ее фаворит и любовник, некогда претендент на руку Марии Стюарт; Генри Стюарт, лорд Дарнли (Джек Лауден), который становится супругом Марии, но ему не удается сохранить любовь жены; Джон Нокс (Дэвид Теннант), основатель пресвитерианской церкви и один из самых ярых и радикальных оппозиционеров Марии Стюарт.

Две королевы, или Мария — королева Шотландии (такое название получил фильм в оригинале) — это все же довольно интересная картина, по-своему описывающая события периода елизаветинской эпохи. Тут важно помнить, что основой фильма послужил роман историка, следовательно — точка зрения одного человека. Так что, здесь все зависит о зрителей и примут ли они эту точку зрения. Я все же отношусь к такой трактовке событий несколько скептично, хотя фильм мне даже понравился. Однако, историчность все-таки повлияла на мой оценку.

6,5 из 10

Источник