«Дорога кончилась здесь, а впереди лишь туман»

«Дорога кончилась здесь, а впереди лишь туман»

Новый фильм провокатора Ивана Твердовского «Подбросы» — лента о 16-тилетнем парне из приюта с нечувствительностью к боли, которого биологическая мать забирает и втягивает в мошенническое сообщество, состоящее из сотрудников правоохранительных и здравоохранительных государственных структур. Их основная задача — разводить на деньги тщательно отобранных «терпил».

«Подбросы» оправдывают свое режущее слух название, это лихо смонтированный фильм с клиповыми вставками и склонностью юности к эмоциональным перегибам и клеймением всех вокруг.

Твердовский создает по-кафкиански абсурдный мир, где главный герой Денис просто не понимает, как функционировать, принимая лицемерие за чистую монету, не считывая злобу и глубокую аморальность своих действий. Он бросается на машины тех, «кого заказали», с каменным лицом врет в суде, обрекая невиновных людей на сроки, и все это под наблюдением его пустой и зависимой мамаши, секретаря суда, а также адвокатши, которой глубоко плевать на подзащитных, ведь она, естественно, спит с прокурором. А за всем наблюдает судья, которой тоже наплевать на все кроме денег. А еще есть сотрудник ДПС Паша, с вечным вейпом во рту, создающий впечатление «своего в доску», а по сути жадный до денег как бродячая собака до костей. Он, конечно, сын врача, которая выпишет все нужные справочки на сбитого Дениса и здравствуйте — две недели реанимации, месяцы реабилитации, только чтобы максимизировать ущерб на бумаге. И сколько бы не бились несчастные люди, попавшие в этот молох, в своем стеклянном боксе в зале суда, крича, что это подстава, инсценировка и все что угодно еще, все чего можно добиться — нежные судебные приставы под ручки вынесут бьющееся тело из зала заседаний, а приговор-то уже вынесен. Плати или сиди.

Нечувствительность к боли как сверхспособность современного человека. Чтобы быть суперменом достаточно жить под девизом из песни Хаски — «Я ничего не чувствую, я больше не хочу». Неспособность чувствовать физическую боль делает Дениса, желанным ребенком, любимым всеми, но первого провала, достаточно, чтобы стать отбросом. И на твоих костях воздвигнут горы денег, но все они не для тебя. Здравствуй, утилитарный мир, социальная депривация. По сути, настоящей сверхспособностью оказывается отсутствие эмпатии. «Все чужие» называется ночной клуб, у которого герои отлавливают очередного терпилу, и это и главный принцип, по которому действует большинство героев в фильме. Человек человеку враг.

Подбрасывают детей в бэби-боксы, подбрасывают подростков под машины богатеньких неугодных, подбрасывают взрослых в тюрьмы по сфабрикованным делам. Твердовский на глазах зрителя конструирует гротескную, но не лишенную правдивости, фабрику по перемалыванию людей, где никто никого не любит. Потому, что не научены любить, научены бросать и отбрасывать, научены хватать и бежать, научены прятаться и создавать видимость. Круговорот лицемерия эта ваша жизнь в мегаполисе. Но автор подбросов все-таки оптимист, он дает неправдоподобную надежду, что можно в этом мире найти маленький мир, где люди способны понимать друг друга.

В «Подбросах» прекрасная операторская работа, воссозданная в неоне ночная Москва с ее влажным асфальтом, говорящими вывесками, душными клубами. И великолепный саундтрек. Возникает желание обнять создателей за самое аутентичное встраивание песен Луны и Дорна в полотно фильма. Вопрос как перестать слушать «Free love» на репите останется открытым, кажется, надолго.

Третий фильм Твердовского получился резче и, как ни странно, смешнее, чем все предыдущие. Ломаный и серый «Класс коррекции», в котором желание довести сюжет до абсурда, скорее отталкивало, «Зоология» нейтральнее, но, откровенно говоря, меньше говорит со зрителем. «Подбросы» — это что-то между, крепкая и хлесткая работа, которую смешно, страшно и абсолютно необходимо смотреть.

9 из 10

Источник