Дольнее и горнее

Курносый пионер Алёшенька в процессе игры в секретики случайно откапывает на территории заброшенной церкви старинную чудотворную икону.

Судьбоносное событие ставит сопляка в центр идеологической борьбы между двумя непримиримыми группами его односельчан. Первые объявляют мальчика пророком, ибо только пророки находят реликвии такого масштаба, вторые призывают его забыть о находке и срочно вступить в комсомол, чтобы очиститься от религиозной скверны. Парня буквально тащат за руки и за ноги в разные стороны и в итоге едва не доводят до самоубийства.

Понятно, что данная ситуация — лишь частный случай тотальной борьбы передового коммунистического мировоззрения в отсталым религиозным; именно к ней и отсылает советского зрителя этот фильм.

Любопытно, что сценарист и режиссер «Чудотворной» милостиво разрешают верующим аргументированно и убедительно обосновывать свою точку зрения, не превращая этот процесс в откровенную клоунаду. Например, одному из центральных персонажей фильма, православному батюшке, до самого финала позволили сохранить лицо, то есть не стали придумывать страшных сцен превращения верующего агнца в злобного волка, и он ушел непобежденным.

Источник